Проблема региональной идентичности молодых лидеров: кто виноват?
Сегодня почти каждый человек согласится с тем, что современный мир живет в эпоху глобальных изменений, экономических, политических, культурных кризисов. А многими исследователями, экспертами (Р.Ф. Туровским, Т.З. Мансуровым, Е.В. Ереминой, Н.Н. Исмагиловым и др.) на фоне протекающих кризисных явлений отмечается и существование проблемы идентичности человека. Особую роль для развития общества, регионов и страны в целом имеет идентичность молодежи. Думается, никто не будет спорить с тем, что молодежь – это мобильная социальная группа, которая является источником объективных позитивных изменений не только самой себя, но и общества. И не последнюю роль в трансляции «маркеров» идентичности молодежи играют молодые лидеры, максимально полно обладающие активностью, инициативностью, инновационным потенциалом, и выступают источником развития современного конкурентоспособного общества, региона, государства, реализуя проекты в сферах предпринимательства, инноватики, творчества, волонтерства, сельского хозяйства, которых не оставляют равнодушными вопросы экономического, социального, культурного развития страны и т.д. Достаточно присмотреться к существующим всероссийским и окружным молодежным форумам «Таврида», «Территория смыслов», «iВолга», «Машук» и др., Московскому, Петербургскому и Красноярскому экономическим форумам, в работе которых все больше и больше принимает участие активная молодежь. Так, например, в рамках КЭФ уже несколько лет работает площадка «Поколение 2020», где регулярно собираются несколько десятков молодых лидеров России. И здесь идентичность, в первую очередь региональная, выступает важным фактором, направляющим и реализующим глубокий потенциал молодых лидеров. Под региональной идентичностью молодого лидера можно понимать осознание себя субъектом регионального сообщества, уважение и любовь к конкретному региону, гордость за него, понимание своей ответственности за его развитие и возможность быть причастным, и даже влиять на этот процесс на базе осознания и самооценки перспектив эффективной самореализации на данной территории. Проявления региональной идентичности достаточно разнообразны. Примером тому могут стать действия и поступки социально активной молодежи путем внедрения социальных проектов в жизнь территории. Так, в Самаре не первый год реализуется проект Анны Панджакидзе «Региональная инклюзивная школа журналистики» - это проект в сфере социальных инноваций, направленный на профориентацию молодежи с инвалидностью и без. Во многих регионах особой популярностью стала организация воркаут-площадок. «Лицами» такого рода проектов, например, являются социальные предприниматели - создатель проекта «Фитнес городских улиц» Антон Кучумов и автор «Кенгуру.про» Максим Попов. Можно говорить о том, что с появлением площадок развивается инфраструктура дворов и парков. Это, в свою очередь, сказывается на физическом развитии отдельно взятых людей, в том числе молодежи и той ее части, которая находится в социально опасном положении. Это еще один плюс проекта — снятие социальной напряженности: на построенных нами площадках, как правило, занимаются и общаются одновременно люди с разным достатком и кругом интересов. Безусловно, качественным показателем являются те инициативы и действия, которые молодежь предпринимает, чтобы сделать свой регион и страну лучше.
В настоящее время достаточно сильно наметилась проблема региональной идентичности молодежных лидеров, которые в рамках своей деятельности, саморазвития, личностного и профессионального роста перестают чувствовать или даже отрицают свою принадлежность к тому региону, где проживают, работают, или где начался их личностный и профессиональный путь. А иногда демонстрируют свою региональную идентичность через такие «маркеры», которые скорее вызывают недоумение у земляков, иронию у представителей других регионов, а не гордость, уважение и интерес. В итоге, как мы часто видим, молодые лидеры перестают отождествлять себя с этим регионом, связывать себя, свое настоящее и будущее с ним, демонстрируя свою принадлежность с центральными, успешными локациями - московский дизайнер, московский бизнес-тренер -либо вообще отказываются от «привязки» к месту, позиционируя себя как самостоятельную, никак не связанную с территориальными контекстами личность. Сейчас среди молодежи довольно популярны и даже являются образцами для подражания видеоблогеры, например, такие, как известный видеоблогер Руслан Усачев (наст. Руслан Вихлянцев, 27 лет): приехал из г. Норильска, сейчас проживает и работает в Санкт-Петербурге; или Юрий Хованский (26 лет), который приехал из г. Пенза, а сейчас проживает в г.Санкт-Петербург; Дмитрий Кибкало (31 год), основатель интернет магазина настольных игр «Мосигра», перебрался из Арзамаса в Москву; актриса, известная по роли в сериале «Физрук», Полина Гренц (21 год) сразу после окончания школы переехала в Москву из Воркуты. Сегодня эти «молодые» и «известные» позиционируют себя как жители Москвы, Санкт-Петербурга и отождествляют свою жизнь именно с этими городами, но никак не с Пензой или Арзамасом, и таких примеров множество. Можно констатировать, что это индивидуальное чувство принадлежности молодежи к региону, связи с ним, размывается и ослабевает. Согласно исследованиям, которые были проведены среди молодежи (по заказу Министерства национальной политики Удмуртской Республики в 2013-2014 годах было проведено этносоциологический опрос среди молодежи Удмуртской Республики в рамках действия государственной программы удмуртской республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013 – 2020 годах»), региональная идентичность молодежи не является лидирующей в иерархии идентичностей молодежи:
10% опрошенных – региональная идентичность;
72% – гражданская идентичность;
18% – этническая идентичность.
Это подтверждает и высокий уровень миграции молодежи как в Пермском крае, так и в целом по России (по данным статистики). Так, «Пермстат» констатирует, что в целом по Пермскому краю миграционная ситуация в 2015 году характеризовалась превышением числа выбывших над числом прибывших. Миграционный отток населения из Прикамья по сравнению с предыдущим годом увеличился и составил 4014 человек. Пермский край уступает другим регионам - например, Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Тюменской, Новосибирской, Белгородской областям, Краснодарскому краю (http://www.vestifinance.ru/, https://rg.ru/2015/12/28) в иммиграционной привлекательности. Выезжает, в основном, молодое трудоспособное население. По данным исследований, которые были представлены директором Пермского центра социального партнёрства и социологических исследований ПГНИУ Екатериной Балезиной в марте 2016 на круглом столе, посвященном молодежной политике (http://zvzda.ru/articles/e3d2d0dd2412), 40 % молодых людей намерены сменить место жительства, а 20 % -готовы переехать в ближайшие год-два. Достаточно неутешительные показатели.
Региональная идентичность формируется самим человеком в течение жизни и при изменениях окружающей среды, вследствие, например, процесса миграции, смены социально-экономических условий жизни, способна также трансформироваться (так считает Е.В. Головнева – к. филос. н., доцент Уральского федерального университета, г. Екатеринбург).
И здесь возникает вопрос: а в чем причины, кто виноват в том, что молодежь не связывает себя и свою жизнь с регионом, где проживает или проживала долгое время, не демонстрирует свою причастность к территории, в которой формировались ее личностные, социальные, профессиональные характеристики, были условия для раскрытия ее талантов? Когда молодые лидеры объективно легко переезжают в другие регионы, страны, и «не привязывают» себя к определенной территории или начинают отождествлять себя с другим регионом. Дело в самой молодежи или дело в этой территории, в тех проблемах, которые там существуют, и в определенном плане мешают молодым лидерам развиваться в интересах себя и общества? Вопрос достаточно дискуссионный и у каждого, скорее всего, найдется свой ответ на него.
Одними из причин потери региональной идентичности молодежными лидерами являются связывание ее с конкретными проблемами, присущими региону. И ответственность за решение или нерешение этих проблем нельзя перекладывать только лишь на молодежь или только лишь на региональные власти, сам регион. Правильным будет не искать виноватых, а работать над решением проблемы региональной идентичности молодых лидеров на основе объединения усилий между самими молодыми лидерами, органами власти и общественностью.
Известной и весьма популярной практикой является брендирование территории, региона. Территориальный брендинг – это уникальный инструмент, решающий социально-экономические задачи посредством создания привлекательного образа региона. Этот процесс, как отмечают эксперты, способен формировать региональную идентичность человека. Причем этот процесс может иметь как положительный, так и отрицательный результат. Не каждый житель, например, Пермского края, захочет себя идентифицировать с образом «Реальных пацанов», «Рэпера Сявы», «Красных человечков» (http://zwezda.perm.ru/newspaper, http://eot-perm.livejournal.com), тем самым определяя свою региональную идентичность. Молодые лидеры хотят отождествлять, связывать себя и свою жизнь с чем-то положительным, уникальным - с тем, чем можно гордиться. А вот создание и функционирование бренда «Добрянка – столица доброты» – идентификационный маркер, который становится значимым для молодого лидера и способным формировать его региональную идентичность. Уникальные характеристики, присущие региону, или их создание становятся основой для положительного восприятия и «переживания» своей принадлежности к местности, а также для формирования ярких образов данной территории как внутри нее, так и за пределами. Благодаря этому молодым лидерам захочется оставаться в регионе, отождествлять себя, свою жизнь с ним, даже развиваться личностно и профессионально за его пределами, но с сохранением ориентации на региональную территорию.
В этом плане мы солидарны с ответом Сергея Гиля на один из вопросов его интервью для Молодежного информационного портала «МЕДВЕД». С. Гиль предложил молодежи Пермского края «формировать у себя умение правильно применять себя в регионе, искать образцы таких проектных практик, профессионального развития, экономического поведения, молодежного лидерства, которые создают по-настоящему «крутые» продукты, услуги и... делать еще круче. А вообще, стоит задуматься, в чем заключается «пермская идентичность» сегодня, какую ее часть обеспечивает именно молодежь» (https://tymolod59.ru/2118).
Материал подготовлен Пятовой Анастасией, магистрантом 1 курса направления «Организация работы с молодежью»» философско-социологического факультета ПГНИУ
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!