Интервью с Сергеем Гилем – экспертом в сфере молодежной работы и управления талантами

Сергей Гиль:  искать образцы таких проектных практик, профессионального развития, экономического поведения, молодежного лидерства, которые создают по-настоящему «крутые» продукты, услуги и … делать еще круче.

И вновь независимый молодежный информационный портал МЕДВЕД задает важные для молодежи, молодежных помощников и наставников вопросы экспертам.  Елена Малкова взяла интервью у очень интересного человека, эксперта в сфере молодежной работы, управления талантами  Сергея Гиля (г. Москва). Знакомство с  Сергеем Гилем важно каждому, кто не ждет, когда благо само «упадет» в руки, а планирует, строит свой жизненный сценарий, рассчитывая на успешное, продуктивное профессиональное будущее, на общественное, профессиональное признание своих  проектов, для тех, кто держит курс на развитие.

Для справки: Гиль Сергей Сергеевич,  доктор педагогических наук, профессор,  начальник Управления  образования и инноваций Центросоюза России, профессиональный тренер -  фасилитатор  с  20-летим стажем  работы, Руководитель временного научно-исследовательского коллектива  «Управление талантами и продуктивная педагогика 2.0.» Университета Талантов Республики Татарстан, один из ведущих экспертов Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по делам молодежи, автор более 100 научных и исследовательских работ.

Сфера научно - профессиональных компетенций и интересов Сергея Гиля:

  • управление  достижениями и улучшениями;
  • фактор и ресурс Человека: методология и технологии  вовлечения и задействования;
  • управление  имиджем;
  • мягкие  технологии развития и обучения взрослых: синтетические тренинги, модерации, ролевые игры;
  • молодежная политика  в технологиях и ресурсах развития;
  • ювенальный  подход и  технологии  защиты прав несовершеннолетних.

Yu_Zazulin_S_Gil_A_Akmalov

Е.М.: Прежде чем задать вопросы эксперту, считаю очень важным сказать, что Сергей Гиль оказался в моей жизни в один из поворотных моментов, а может быть даже и оказал прямое влияние на «градус поворота». И сегодня, двигаясь по жизни и профессиональным траекториям, я «подсматриваю» за теми трендами, которые профессор Гиль «задает». Благодарность моя глубока и искренне наполнена надеждой на то, что все-таки мне удастся и посчастливится прямым образом включиться в проекты, курируемые Вами, Сергей Сергеевич. Ну а теперь вопросы…

Итак, самый первый вопрос. Сергей Сергеевич, хочу начать с простого  вопроса: молодежь – кто это?

С.Г.:  Молодежь  для меня это те, кому от  12 до 30 лет, кто находится в становлении. Именно до 30 лет, так как в отношении к этому возрасту можно говорить о  сформированности  мировоззрения у человека.

Е.М.: Наблюдая «в сети» за Вашими проектами, давно хочу спросить о приоритетах…  Какие приоритеты должны быть взяты на вооружение  молодежью,  наставниками, менторами, фасилитаторами,  работающими с молодежью, чиновниками, принимающими решения в сфере планирования и реализации  молодежной политики?

С.Г.:  Для молодежи приоритеты должны «умещаться» в одну идею – максимально достойно прожить  свою жизнь. Для тех, кто работает с молодежью, главный приоритет -  саморазвитие своего подопечного. А это значит, по большому счету, дать ему лучшие знания, «распаковать» его потенциал , «включить» в практику реальных дел, помочь с определением и направлением  рефлексивной позиции. Работник с молодежью должен быть для молодых людей наставником. А представители власти как законодательной, так и исполнительной, должны направить свои усилия на создание возможностей для самореализации молодежи.

Е.М: Сергей Сергеевич, у Вас богатый, очень ценный опыт работы с молодежью. Назовите, пожалуйста, наиболее интересные, успешные практики и проекты в России, направленные на актуализацию, развитие потенциала молодежи.

С.Г.: Ответ на этот вопрос очень прост. Лучшими по своей результативности до сих пор являются КВН, студенческие строительные отряды (РСО), проект «Карьера России» (http://kvrus.ru/). Те, кто прошел через эти практики, получили все необходимые компетенции для успешности в своем деле.

Е.М.: Из тех проектов, что Вы «ведете», какой самый яркий, любимый, больше всего дорог Вам?

С.Г.: Уже зарекомендовавший себя, масштабный молодежный федеральный образовательный проект «Карьера в России» (http://www.kvrus.ru ), который фактически является платформой для множества других проектов. А с недавнего времени (2014г.)  это еще и амбициозный  проект «Университет талантов» (http://utalents.ru ) в Республике Татарстан, реализуемый  АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» в рамках госпрограммы Республики Татарстан «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы».  Эти проекты являются «прорывными» в сфере формирования и реализации кадрового потенциала страны, достижения высокой эффективности экономики.

Е.М.: А вообще можем ли мы, по вашему мнению,  говорить сегодня об эффективности современной российской молодежи, является ли молодежь реально действующей социальной силой в России, то есть силой, создающей общественное благо, рождающей поле возможностей для других?

С.Г.: Молодежь  всегда является  ведущей силой.  Молодежь – это реальная социальная группа, она реально действует в реальных условиях.

Е.М.: Казань в 2019 году станет площадкой чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Competition. У России есть время подготовить достойных участников. От кого и от чего будет зависеть успешность представления России на этом чемпионате? Я имею в виду не столько организацию, сколько именно участие в состязаниях.

С.Г.: Участие в этих мировых состязаниях позволит нам  освоить мировой уровень, высокую планку профессиональных стандартов. Это вопрос,  которым мы до сих пор не занимались. Система образования должна узнать мировые тренды, между компаниями и образованием должен наконец-то состояться диалог по вопросу модели профессионала. Интересно, что на этом чемпионате у участников из числа российских ребят  рушится стереотипное представление об образовании. Главное в том, что участие в этом чемпионате поможет нам (всем заинтересованным сторонам, таким как образование, работодатели, молодежь, родители)  направить развитие профессионального образования к мировой планке требований. Важно, чтобы у наших ребят уровень профессиональных компетенций соответствовал мировым стандартам. Мы должны понимать, что для нас участие в этом Чемпионате – это возможность «освоить» мировую рамку современного производства, современных технологий и решений. И это особенно точно демонстрирует то, что реализация профессиональных компетенций  выпускника учебного заведения  сферы профессионального образования должна осуществляться «под конкретные (реальные, производственные) задачи современной компании.

Gil_S_S_na_TV (1)

Е.М.: Возвращаясь к теме региональных  чемпионатов WorldSkills Russia...  Если рассматривать регионы России, где лучше всего построена работа в сфере профессионального образования  в «рамке» требований  и форматов WorldSkills Competition?

С.Г.: Отвечая на этот вопрос, хочу обратить внимание на то, что Пермский край обладает всем необходимым потенциалом – социально-экономические условия, природные условия, история  - все это дает основание для работы по развитию профессионального образования, а значит, развития территории,  не в режиме акции, а системно, целенаправленно. В этой связи , конечно, возникает круг задач патриотического воспитания молодежи. Вопрос «зачем?» все расставляет на свои места.

Е.М.: Сергей Сергеевич, в конце интервью мы просим каждого эксперта дать совет молодежи Пермского края. Ваш совет?

С.Г.: Формировать у себя умение правильно применить себя в регионе, искать образцы таких проектных практик, профессионального развития, экономического поведения, молодежного лидерства, которые создают по-настоящему «крутые» продукты, услуги и .. делать еще круче. А вообще стоит задуматься, в чем заключается «пермская идентичность» сегодня, какую ее часть обеспечивает именно молодежь.

Интервью с Сергеем Гилем на канале ОТР

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!