Интервью с Сергеем Гилем – экспертом в сфере молодежной работы и управления талантами
Сергей Гиль: искать образцы таких проектных практик, профессионального развития, экономического поведения, молодежного лидерства, которые создают по-настоящему «крутые» продукты, услуги и … делать еще круче.
И вновь независимый молодежный информационный портал МЕДВЕД задает важные для молодежи, молодежных помощников и наставников вопросы экспертам. Елена Малкова взяла интервью у очень интересного человека, эксперта в сфере молодежной работы, управления талантами Сергея Гиля (г. Москва). Знакомство с Сергеем Гилем важно каждому, кто не ждет, когда благо само «упадет» в руки, а планирует, строит свой жизненный сценарий, рассчитывая на успешное, продуктивное профессиональное будущее, на общественное, профессиональное признание своих проектов, для тех, кто держит курс на развитие.
Для справки: Гиль Сергей Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления образования и инноваций Центросоюза России, профессиональный тренер - фасилитатор с 20-летим стажем работы, Руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Управление талантами и продуктивная педагогика 2.0.» Университета Талантов Республики Татарстан, один из ведущих экспертов Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по делам молодежи, автор более 100 научных и исследовательских работ.
Сфера научно - профессиональных компетенций и интересов Сергея Гиля:
- управление достижениями и улучшениями;
- фактор и ресурс Человека: методология и технологии вовлечения и задействования;
- управление имиджем;
- мягкие технологии развития и обучения взрослых: синтетические тренинги, модерации, ролевые игры;
- молодежная политика в технологиях и ресурсах развития;
- ювенальный подход и технологии защиты прав несовершеннолетних.
Е.М.: Прежде чем задать вопросы эксперту, считаю очень важным сказать, что Сергей Гиль оказался в моей жизни в один из поворотных моментов, а может быть даже и оказал прямое влияние на «градус поворота». И сегодня, двигаясь по жизни и профессиональным траекториям, я «подсматриваю» за теми трендами, которые профессор Гиль «задает». Благодарность моя глубока и искренне наполнена надеждой на то, что все-таки мне удастся и посчастливится прямым образом включиться в проекты, курируемые Вами, Сергей Сергеевич. Ну а теперь вопросы…
Итак, самый первый вопрос. Сергей Сергеевич, хочу начать с простого вопроса: молодежь – кто это?
С.Г.: Молодежь для меня это те, кому от 12 до 30 лет, кто находится в становлении. Именно до 30 лет, так как в отношении к этому возрасту можно говорить о сформированности мировоззрения у человека.
Е.М.: Наблюдая «в сети» за Вашими проектами, давно хочу спросить о приоритетах… Какие приоритеты должны быть взяты на вооружение молодежью, наставниками, менторами, фасилитаторами, работающими с молодежью, чиновниками, принимающими решения в сфере планирования и реализации молодежной политики?
С.Г.: Для молодежи приоритеты должны «умещаться» в одну идею – максимально достойно прожить свою жизнь. Для тех, кто работает с молодежью, главный приоритет - саморазвитие своего подопечного. А это значит, по большому счету, дать ему лучшие знания, «распаковать» его потенциал , «включить» в практику реальных дел, помочь с определением и направлением рефлексивной позиции. Работник с молодежью должен быть для молодых людей наставником. А представители власти как законодательной, так и исполнительной, должны направить свои усилия на создание возможностей для самореализации молодежи.
Е.М: Сергей Сергеевич, у Вас богатый, очень ценный опыт работы с молодежью. Назовите, пожалуйста, наиболее интересные, успешные практики и проекты в России, направленные на актуализацию, развитие потенциала молодежи.
С.Г.: Ответ на этот вопрос очень прост. Лучшими по своей результативности до сих пор являются КВН, студенческие строительные отряды (РСО), проект «Карьера России» (http://kvrus.ru/). Те, кто прошел через эти практики, получили все необходимые компетенции для успешности в своем деле.
Е.М.: Из тех проектов, что Вы «ведете», какой самый яркий, любимый, больше всего дорог Вам?
С.Г.: Уже зарекомендовавший себя, масштабный молодежный федеральный образовательный проект «Карьера в России» (http://www.kvrus.ru ), который фактически является платформой для множества других проектов. А с недавнего времени (2014г.) это еще и амбициозный проект «Университет талантов» (http://utalents.ru ) в Республике Татарстан, реализуемый АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» в рамках госпрограммы Республики Татарстан «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Эти проекты являются «прорывными» в сфере формирования и реализации кадрового потенциала страны, достижения высокой эффективности экономики.
Е.М.: А вообще можем ли мы, по вашему мнению, говорить сегодня об эффективности современной российской молодежи, является ли молодежь реально действующей социальной силой в России, то есть силой, создающей общественное благо, рождающей поле возможностей для других?
С.Г.: Молодежь всегда является ведущей силой. Молодежь – это реальная социальная группа, она реально действует в реальных условиях.
Е.М.: Казань в 2019 году станет площадкой чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Competition. У России есть время подготовить достойных участников. От кого и от чего будет зависеть успешность представления России на этом чемпионате? Я имею в виду не столько организацию, сколько именно участие в состязаниях.
С.Г.: Участие в этих мировых состязаниях позволит нам освоить мировой уровень, высокую планку профессиональных стандартов. Это вопрос, которым мы до сих пор не занимались. Система образования должна узнать мировые тренды, между компаниями и образованием должен наконец-то состояться диалог по вопросу модели профессионала. Интересно, что на этом чемпионате у участников из числа российских ребят рушится стереотипное представление об образовании. Главное в том, что участие в этом чемпионате поможет нам (всем заинтересованным сторонам, таким как образование, работодатели, молодежь, родители) направить развитие профессионального образования к мировой планке требований. Важно, чтобы у наших ребят уровень профессиональных компетенций соответствовал мировым стандартам. Мы должны понимать, что для нас участие в этом Чемпионате – это возможность «освоить» мировую рамку современного производства, современных технологий и решений. И это особенно точно демонстрирует то, что реализация профессиональных компетенций выпускника учебного заведения сферы профессионального образования должна осуществляться «под конкретные (реальные, производственные) задачи современной компании.
Е.М.: Возвращаясь к теме региональных чемпионатов WorldSkills Russia... Если рассматривать регионы России, где лучше всего построена работа в сфере профессионального образования в «рамке» требований и форматов WorldSkills Competition?
С.Г.: Отвечая на этот вопрос, хочу обратить внимание на то, что Пермский край обладает всем необходимым потенциалом – социально-экономические условия, природные условия, история - все это дает основание для работы по развитию профессионального образования, а значит, развития территории, не в режиме акции, а системно, целенаправленно. В этой связи , конечно, возникает круг задач патриотического воспитания молодежи. Вопрос «зачем?» все расставляет на свои места.
Е.М.: Сергей Сергеевич, в конце интервью мы просим каждого эксперта дать совет молодежи Пермского края. Ваш совет?
С.Г.: Формировать у себя умение правильно применить себя в регионе, искать образцы таких проектных практик, профессионального развития, экономического поведения, молодежного лидерства, которые создают по-настоящему «крутые» продукты, услуги и .. делать еще круче. А вообще стоит задуматься, в чем заключается «пермская идентичность» сегодня, какую ее часть обеспечивает именно молодежь.
Интервью с Сергеем Гилем на канале ОТР
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!