Кадры, как прежде, решают все!

Неделя ФСФ

С 13 по 17 ноября в Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) проходила Неделя философско-социологического факультета. В его рамках состоялся день специальности «Организация работы с молодежью». В программе: встреча с выпускниками ОРМ и самопрезентация студентов направления (1, 3, 4 курсов и магистранты 1 и 2 курса)  «ОРМ – это ...», тренинги «Невыполнимая задача», «Сеть», мастер-класс по основам Актерского мастерства, «браталки». Этой акцией студенты и выпускники специальности установили связь между «прошлым и будущим» и ответили, возможно, на главный вопрос в их жизни: почему они выбрали ОРМ?

Современное государство в стремительно меняющемся мире только тогда может считаться цивилизованным, когда заботится не только о стариках и детях, но и о молодежи, то есть о своем будущем. В последнее время все более заметен «курс на молодежь». В этой ситуации важна взвешенная системная государственная молодежная политика, ориентирующаяся на профессионалов, способных обеспечить вызовы социально-экономического развития Российской Федерации  (Распоряжение об основах государственной  молодежной политики РФ на период до 2025 года, подписанное премьером Дмитрием Медведевым в 2014 году).

На кафедре философии философско-социологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета готовить «кадры дня» решили с 2011 года, таким образом, «рождение» состоялось фактически весной 2010 года. Важно отметить, что в настоящий момент куратором направления «Организация работы с молодежью» является  Елена Вячеславовна Малкова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПГНИУ.

Направление невероятно быстро набирает обороты. Сегодня специалист ОРМ – необходимый сотрудник в любой сфере: в государственных и муниципальных органах власти по молодежной политике, коммерческих и некоммерческих молодежных организациях, в сфере молодежного предпринимательства, досуга, спорта, культуры, индустрии развлечений и т.д.

Направление ОРМ – универсальное, и предполагает не только возможность службы в муниципальных органах и учреждениях по работе с молодежью, работу в общественных организациях или управление персоналом в части работы с молодыми сотрудниками компании, но и фриланс – самостоятельную подготовку и реализацию проектов в рамках грантов, конкурсов, государственного заказа, молодежного предпринимательства.

Каждый учебный цикл ОРМ состоит из базовой (обязательной) и профильной частей. По мнению Е.В. Малковой, учебный план направления «Организация работы с молодежью» уникален и отражает специфику требований к профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью, а также специалиста в сфере государственной молодежной политики. Во-первых, это блок «профильных дисциплин», во-вторых, «социологический блок дисциплин».

Особо следует подчеркнуть, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными компетенциями (владеть культурой мышления, критически анализировать и оценивать свой профессиональный и социальный опыт), общепрофессиональными компетенциями (способность профессионально осуществлять речевую коммуникацию, готовность к участию в проведении научных исследований и др.), профессиональными компетенциями, а также соответствующими видами профессиональной деятельности. Обучение в ПГНИУ направлено на подготовку выпускника, обладающего такими профессиональными и личностными качествами, которые обеспечивают ему востребованность и устойчивую конкурентоспособность на региональном, национальном и международном уровнях труда. Выпускник ПГНИУ имеет широкие возможности самореализации, как в новейших областях знаний, так и наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни.

Таким образом, уже ясно, что организаторы работы с молодежью, выпускаемые университетом, являются уникальными специалистами.

Студенты ОРМ ПГНИУ на Всемирном фестивале молодежи и студентов

Чрезвычайно важна и внеучебная деятельность специалистов ОРМ, к которой можно отнести карьерные стажировки, традиционные выездные сборы и фестивали. Так, делегатами Всемирного фестиваля молодежи и студентов – 2017 стали 7 бакалавров (Варанкин Дмитрий, Червинская Екатерина, Котельникова Маргарита, Николаева Светлана, Абрамова Мария, Снигирева Марина, Тимкова Дарья), 4 магистранта (Змеева Кристина, Бачерикова Екатерина, Юнусова Адиля, Федотова Надежда) и 3 выпускника направления «Организация работы с молодежью» (Алекберова Нармина, Баранова Татьяна, Пронин Павел). Необходимо подчеркнуть, что студенты ОРМ ПГНИУ принимают участие и в общероссийских мероприятиях, которые проводят Российских Союз Молодежи, Уральский федеральный университет имени первого президента Б.Н. Ельцина (Всероссийский фестиваль студентов направления подготовки ОРМ), Удмуртский государственный университет, Курганский государственный университет и др., так и в региональных.

Важна исследовательская активность студентов ОРМ. Так, 19-20 октября 2017 года состоялась ХХ Международная конференция молодых ученых «Человек в мире. Мир в человек». В секции ОРМ«молодежь в современной России и за рубежом: проблемы, опыт, возможности» приняли участие более 30 студентов – социологов, философов, а также студенты направления «Организация работы с молодежью».

При этом нужно выстраивать обучение так, чтобы необходимые для решения профессиональных задач знания в новой области приобретались студентами не «зубрежкой», а путем самостоятельных «открытий» и «изобретений» с помощью полученных знаний. Более того, будущий специалист по работе с молодежью, покинув стены «альма матер», должен обладать не только теоретическими знаниями, но практическим опытом, дабы сразу применить его в работе. Именно поэтому важнейшая часть подготовки «властителей юных душ» – социально-гуманитарные технологии  и социально-педагогические компетенции, которые частично формируются дисциплинами «Педагогика» и «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», «Организация работы с талантливой молодежью», «Организация досуга молодежи». Это практические и интерактивные занятия: «мозговой штурм», игровые технологии, мастер-классы, чтение художественной и научной литературы, коллоквиумы-диспуты, изучение современных технологий обучения и воспитания и т.д. В ходе таких практических занятий выявляется круг интересов и потребностей студентов, уровень знакомства с темой и проблемой, акцентируется внимание на узловых моментах, подводятся итоги, что в конечном итоге формирует общекультурные и профессиональные навыки, пробуждает познавательную и рабочую активность.

Молодежный форум "Твое время"

Несмотря на активность студентов и преподавателей направления, процесс подготовки организаторов работы с молодежью все-таки сталкивается с трудностями. Одна из них заключается в том, что при имеющихся установленных стандартах образования нет ясного и четкого понимания, каким должно быть содержание профессионального стандарта организатора работы с молодежью, специалиста по государственной молодежной политике и т.п. (спектр профессий в рамках направления «Организация работы с молодежью» велик). Отметим, что рассматривался только проект организатора работы с молодежью как специалиста, работающего в учреждении «молодежной» направленности. Кроме того, в силу «размытости» сферы работы с молодежью в дизайне программ подготовки по данному направлению иногда сложно предусмотреть весь комплект дисциплин, действительно необходимых будущим специалистам ОРМ через 5-10 лет после получения образования. Неопределенность и некая сложность в реализации подготовки будущих организаторов работы с молодежью усугубляется еще и тем, что в Пермском крае на законодательном уровне отсутствуют документы, определяющие основы региональной молодежной политики. Напомним, очередной проект закона Пермского края был разработан рабочей группой еще в 2016 г., прошел почти все необходимые согласования, но, к сожалению, по объективным обстоятельствам данный процесс не был завершен. В данный момент вопрос регионального закона, касающегося молодежи, молодежной политики, пока отложен. Однако сейчас выносится на публичное обсуждение ФЗ, что возможно создаст благоприятные условия в субъекте для более интенсивной работы над стратегическим документом в сфере ГМП Пермского края и над законом Пермского края о молодежи и государственной молодежной политике.

Организаторы работы с молодежью, выпускаемые Классическим университетом, являются уникальными, социально-гуманитарными технологами, способными работать не только в «отраслевых» форматах работы с молодежью, но и на предприятиях, в организациях, где есть молодежь, которые предоставляют коммерческие и некоммерческие (социальные) и информационные услуги молодежной аудитории. Выпускники идут работать в самые разные сферы, где есть молодежь. Выпускники работают в отделе молодежной политики Управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края; в отделе по культуре, спорту и молодежной политике Администрации Дзержинского района г. Перми; в аппарате Законодательного собрания Пермского края;  в МКУ «Управление по молодежной политике и спорту Пермского муниципального района»; в ГУ ДО Пермский краевой центр «Муравейник»; в Управлении по работе с абитуриентами и выпускниками ПГНИУ; в Управлении инновационной деятельности ПГНИУ; в Пермской краевой библиотеке имени А.М. Горького; в отделе новейших течений Пермской художественной галереи; в проектах event-сферы (это, конечно, не полный список). Поэтому, думается, интерес к социально-гуманитарным, и к социально-педагогическим технологиям у студентов ОРМ может быть обусловлен еще и тем, что есть возможность найти «свой путь» в профессиональном становлении, конструируя и внедряя свои методические разработки и креативные идеи в образовательную  деятельность кафедры философии ПГНИУ.

Профессиональная подготовка  кадров сфере ОРМ должна строиться на многих элементах - от изучения проблемы разработки и реализации молодежной региональной политики края до определения важности роли и места современной молодежи в российском обществе. По-нашему мнению, одним из центральных элементов подготовки должно быть освоение навыков применения и конструирования социально-гуманитарных технологий, в частности, социально-педагогических технологий. В одном из экспертных заключений на самостоятельно-устанавливаемый образовательный стандарт подготовки бакалавров направления «Организация работы с молодежью» ПГНИУ отмечена необходимость обращения внимания на психолого-педагогическую составляющую профессиональной деятельности специалиста, т.к. молодежь (особенно та, которая относится к категории обучающейся) нуждается в педагогической поддержке профессионалов.

В заключение отметим, что совершенно обоснованно в современных условиях возникает тема кадрового обеспечения как системы работы с молодежью, так и государственной молодежной политики (государственная молодежная политика, система организации работы с молодежью «на местах» тоже должна быть профессиональной, т.е. «сеять разумное, доброе, вечное»).

Материал подготовлен Натальей Фокиной, магистрантом 1 курса направления «Организация работы с молодежью» философско-социологического факультета ПГНИУ, кандидатом педагогических наук.

 

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!