Работающая молодежь в «рамках» и за «рамками» предприятия

Работающая молодежь должна развивать регион, в котором она живет. Что ей для этого нужно? Необходимо показать, что есть развитие и за «рамками» предприятия.

На сегодняшний день в Пермском крае насчитывается 522 тыс. молодежи в регионе, что составляет 19,8% от числа жителей региона, где большую часть населения составляет работающая молодежь (источник).

Пермский край — это промышленный регион, на многих предприятиях которого выстраивается молодежная политика и работа с молодежью. Регион развивается в разных отраслях промышленности, такими являются топливно-энергетический комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение, лесная, пищевая промышленность и др. Их развитие зависит от молодых кадров, в этом случае усиливается потребность в молодых и перспективных рабочих, которые являются важнейшим стратегическим ресурсом предприятия, отрасли и государства в целом.

Рис.1 Первокурсники ПНИПУ прошли «Курс молодого протоновца» (https://vk.com/protonpm)

Одним из направлений работы с работающей молодежью четко прослеживается подготовка кадров. В качестве положительных примеров, можно привести деятельность таких предприятий как «ОДК – Пермские Моторы», «Краснокамский РМЗ», «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», «Редуктор-ПМ», «Протон-ПМ», «Мотовилихинские заводы», «ПНППК», «Уралкалий» и многие другие. Например, на «Мотовилихинских заводах» есть свой учебный центр по подготовке рабочих кадров: в 2015 г. совместно с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом там открыли базовую кафедру «Специальное машиностроение» (подробнее: «Мотовилихинские заводы» открыли новый набор студентов). Здесь наблюдается открытый диалог между государством, учебными заведениями и промышленными предприятиями, что привело к созданию и распространению таких механизмов формирования компетенций как дуальное образование. В 2016 году в рамках программы Пермского инженерно-промышленного форума открылся Центр дуального образования ПАО «Протон-ПМ» в Новых Лядах  и др.; целевая подготовка, она проходит на базе нескольких предприятий – это ФКП «Пермский пороховой завод», ПАО «Мотовилихинские заводы», ПАО «Протон-ПМ», ПАО «Метафракс»  и другие; базовые кафедры, выше изложено о кафедре на ПАО «Мотовилихинские заводы», а также существует базовая кафедра «Проектирование и производство энергетических конденсированных систем и изделий из них для ракетно-космической  техники и энергетических установок» (ППЭКС). Создана при Научно-исследовательском институте полимерных материалов  и является научно-образовательным структурным подразделением Аэрокосмического факультета ПНИПУ; модульные программы. Сотрудничество между предприятиями и системой образования могут решить одну из проблем трудоустройства молодежи, например, отзывы студентов, выпускников, обучающихся по системе дуального образования, раскрывают возможность их дальнейшего успешного трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице. Ольга Вельможина, начальник отдела содержания профессионального образования Министерства образования и науки Пермского края, рассказывает о проекте «Дуальное обучение» «Если в 2016 году после окончания обучения на предприятия, которые участвуют в проекте, трудоустроились 107 выпускников, то в январе этого года уже 154 человека. А летом на соответствующие предприятия после завершения учёбы пришли работать уже 300 выпускников прикамских техникумов и колледжей. Эти механизмы, несмотря на относительно небольшой срок их функционирования, уже успели доказать свою эффективность.

Рис. 2 «ПМУ» АО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» проводит конкурс профессионального мастерства

Важно отметить, что взаимодействие с будущими кадрами начинается со школьной скамьи и продолжается после трудоустройства на предприятии. Механизмами работы с потенциальными работниками является система наставничества, конкурсы проф-мастерства, создание среды для карьерного роста работников и его самореализации. Примером могут послужить: система наставничества на ОАО «Пермский моторный завод», которая в 2012 году была лучшей среди предприятий г.Перми, также в филиале «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» система наставничества работает с начала 2013 года, на данный момент система наставничества активно развивается и существует в большинстве предприятий и организаций Пермского края. Относительно конкурса профессионального мастерства, он проводится ежегодно, например, ПАО «ЛУКОЙЛ» на звание «Лучший по профессии», в филиале «ПМУ» АО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ»  и других, а также существует Городской чемпионат профессионального мастерства.

Мы видим, что такая система помогает изначально взращивать на предприятии квалифицированных специалистов. Предприятие, в том числе и советы молодежи создают условия для развития и проявления лидерских качеств у работающей молодежи, но затрагивается совсем не значительное количество молодежи. Даже те, кто стал лидером на предприятии, за счет мастерства в определенной сфере, может влиять на процессы только внутри предприятия.

На данном этапе можно выделить следующую проблему: есть лидеры, которые действуют только в рамках своего предприятия, так как для них не существует видения, что есть жизнь за рамками предприятия. Почему на данный момент, мы можем сказать только о некоторых личностях, как о лидерах, вышедших из предприятий Пермского края? Например, Алексей Монзин, инженер по КИПиА, председатель Совета молодежи Пермского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Чайковский, он не только развивает молодежную политику на своем предприятии, проводя мастер-классы на тему «Личной эффективности» для сотрудников, организовывая форумы и площадки для обмена омытом (например, с АО «ОДК-Пермские моторы»), но и активно взаимодействует с другими предприятия, помогает в организации проектов, направленных на молодежь и не только работающую (куратор форума «Свежий ветер»; тренер во всероссийском образовательном проекте «День тренингов» при ПГНИУ для школьников и студентов  и другие).

Лидеры, которые выросли и развивались на основе предприятия не должны оставаться только внутри него. Они могут участвовать в проектных конкурсах, форумных кампаниях, направляя свои потоки знаний на создание проектов для территории Пермского края или г. Перми. Примером может послужить Роман Мормуль, победитель смены «Инновации» «iВолги – 2016», представитель работающей молодежи НПО «Искра», проект «Повышение энергетики ракетных двигателей и топливно-энергетических комплексов за счёт внедрения высокопрочных композиционных материалов» (подробнее о проекте). Роман Мормуль не только достойно представил свое предприятие и регион на молодежном форуме Приволжского федерального округа, но и продемонстрировал то, насколько успешным может быть опыт представителей работающей молодежи, в частности молодежи предприятий по «превращению» имеющихся идей и наработок в формат молодежного инновационного проекта. Проектная активность работающей молодежи может стать прекрасным проявлением включенности молодых профессионалов Прикамья в самые разные направленияреализации государственной молодежной политики на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Следует начать с взаимодействия предприятий и организаций друг с другом, так как опыт корпоративной политики первых может стать ориентиром для вторых. Здесь необходимо собрать, проанализировать и распространить положительный опыт отдельных промышленных предприятий и перевести его в системную работу на краевом уровне. Для этого важно организовать площадку для обмена опытом между предприятиями и органами власти. Такая практика уже проводится в Пермском крае, но не охватывает все предприятия и организации. Например, 8 ноября состоялся визит Совета Молодежи АО "ОДК-Авиадвигатель" на предприятие ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" в рамках ежегодного мероприятия по обмену опытом.

На сегодняшний день необходимо выявлять молодежь, у которой есть желание «менять мир к лучшему». В нашем случае, информировать работающую молодежь о происходящих событиях, мероприятиях и проектах, направленных на все категории молодежи, вовлекать в них работающую молодежь в роли организаторов, волонтеров, участников. Работающая молодежь должна стать лидером молодежной политики региона, быть примером для подражания и выстраивания жизненных сценариев подрастающего поколения. Но если она и ее активность будут «закрыты» в рамках предприятия или организации, то ее ценности, инициативы, активная позиция не будут видны общественности и молодежи, находящейся на стадии профессионального и жизненного самоопределения. Полагаем, что и продуктивного социального влияния молодежи на развитие региона может не быть такого, которое реально возможно!

Материал подготовлен Олесей Петраевой , магистрантом 1 курса направления «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодежной среде» философско-социологического факультета ПГНИУ.

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!