Организатор работы с молодежью: есть ли особое поле профессиональной деятельности. Универсальность против специализации
В ответ на публикацию «Каково быть ОРМщиком» на Youngspace.ru и в продолжении флешмоба к Всемирному дню молодежи.
Впервые столкнувшись в социальных сетях с репостами и позитивными комментариями заметки «Каково быть ОРМщиком» на Youngspace.ru, я сначала удивилась (редко вижу публикации не про молодежь, не про молодежную политику, а именно про направление подготовки «Организация работы с молодежью», да еще не рекламное «от вуза», а демонстрирующее, то есть от выпускника направления). Я идею поддержала, поставив «лайк» одному из репостов (ведь нашли, опубликовали у себя на странице в социальной сети, сопроводив это своими комментариями). Сам факт популяризации профессии организатора работы с молодежью, а значит, и направления подготовки, да еще самими студентами, вызвал у меня внутреннее удовлетворение. Но содержательно текст мне не близок, а комментарии наших студентов (направление подготовки бакалавров «Организация работы с молодежью» ПГНИУ) может быть не про содержание (скорее всего), а про факт «выхода» темы ОРМ в публичное информационное пространство и поддержка тезиса про то, что ОРМ не равна работе вожатого, аниматора. Но... есть несколько «но».
Во-первых, открывая направление «Организация работы с молодежью» на философско-социологическом факультете, мы действительно не предполагали, что должны готовить профессиональных вожатых, или социальных работников с молодежью, или аниматоров детско-юношеских досуговых мероприятий, или даже чиновников. Направление открывалось при кафедре философии, что обуславливало особый подход (и философская среда, и беседы «про смыслы» и сущности, и сознательный уход от конкуренции с Пермским государственным педагогическим университетом, где одновременно с ПГУ открывался набор на ОРМ, ведь мы понимали, что в данном вузе высокий уровень социально-педагогической подготовки, багаж традиций в работе с детьми и молодежью… и не только).
Во-вторых, работа вожатого, аниматора детско-юношеских мероприятий, социальная работа с молодежью – это важные стороны многогранной организации работы с молодежью, требующие особого профессионального подхода (владение теорией, практикой, технологиями, методиками, обладание особыми личностными качествами), просто в последнее время обесцененные в силу сведения к неквалифицированному, «поверхностному» труду. При определенном подходе и вожатый формата «организатор работы с молодежью» может быть совершенно особенным и уместным в рамках задач будущего. Т.е. вопрос в том, как к этому относиться и какой выбор специфики подготовки (на основе федерального государственного образовательного стандарта) делает кафедра вуза. Кстати, студенты ОРМ ПГНИУ работали вожатыми в ВДЦ «СМЕНА» и в других лагерях детского отдыха в Москве, в Пермском крае. Но действительно, это скорее одна из «неосновных» спецификаций организаторов работы с молодежью, имеющих «знак качества» ФСФ ПГНИУ.
В-третьих, проектный подход, перерастающий в компетенции управления проектами, – наша «история», пока, к сожалению не доросшая до совершенства, которое мы, создатели направления, планировали. Мы на пути. Но вот то, что называется «проектным подходом», мы всячески стараемся развивать как в рамках учебного плана, так и во внеучебных форматах активности наших студентов. Кстати, проектный подход по версии автора заметки скорее осваивается студентами младших курсов ОРМ ПГНИУ, чтоб затем, на старших курсах, его отрицать, выходя на более сложные вопросы дизайна проектов-платформ, социально значимых проектов, имеющих ощутимые социальные эффекты, действительно меняющие ситуацию и даже создающие прецеденты копирования подобных практик.
В-четвертых, об универсализме профессиональных компетенций организатора работы с молодежью (автор той статьи пишет о том, что «чаще всего организаторы работы с молодежью занимаются всем и сразу»). Нужно понимать, что этот тезис верен только отчасти. Человек – предмет многогранный с точки зрения собственной природы и с точки зрения направления в его отношении управленческих решений, которые должны быть «межотраслевыми», тем более «молодой человек», в связи с этим, чтоб определиться со спецификой профессиональной деятельности, конкретизировать ее содержание и границы, на этапе подготовки «ОРМщик» должен овладеть базовым содержанием многообразия профессиональных инструментов. И даже не только для того, чтоб самому уметь ими пользоваться, но и для того, чтоб определить содержание технического задания на те или иные работы, осуществить контроль качества их исполнения. А если говорить об SMM, то любой современный профессионал, работающий с людьми, группами, социальными процессами, должен этим владеть. Не только «ОРМщик».
В-пятых, для нас (говорю от имени философско-социологического факультета ПГНИУ) важно подготовить и выпустить специалистов, владеющих высокими социально-гуманитарными технологиями, для нас «ОРМщик» – социально-гуманитарный технолог, игротехник, аналитик, стратег, проектный менеджер, модератор молодежной коммуникации, он «про будущее». И понимая объективные ограничения учебного плана, высокую скорость социальных изменений, а значит, и трансформаций рынка труда для достижения нашего видения образов организатора работы с молодежью, мы максимально погружаем наших студентов в ситуации формирования компетенций этого круга образов во внеучебном формате. Они, кроме учебы, исследовательской активности, «игры в проекты», конечно же, осваивают эти компетенции в роли волонтеров региональных, всероссийских, международных событий, непосредственно участвуют в крупнейших молодежных событиях, становятся их организаторами. Все это дает необходимый «сплав» пространства-времени, ощущений, смыслов, рождающий настоящего, по версии ПГНИУ, «Организатора работы с молодежью», такого, который не только способен работать в рамках «повестки будущего», но и сам создавать такую повестку.
P.S. Выражаю искреннюю признательность Надежде Синельниковой за тему для обсуждения, за понимание того, что ОРМ – это особый образ жизни…
Елена Малкова, к.филос.н., доцент кафедры философии,
куратор направления «Организация работы с молодежью» на философско-социологическом факультете ПГНИУ
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!