Основа профессионального самоопределения. Мечта = реальность?
Самореализация — болезненный и острый вопрос для миллионов людей. Это не плохо - пробовать разный профессиональный опыт, куда хуже так и не найти себя в жизни.
Данная публикация продолжает тему, поднятую в публикации: «Продуктивность» профориентационной работы в молодежной среде: миф или правда?». В этой публикации были расставлены акценты на ведущей роли профориентации в решении проблем осознанного выбора профессии, проблеме современного состояния профориентационной работы в масштабе страны в целом: несмотря на отдельные успешные примеры профориентационных проектов, оно может быть оценено как неудовлетворительное.
На наш взгляд, почти все тексты по профориентации либо слишком «умные», либо примитивные. Что толку, если Вам сообщат, что Вы относитесь к типу Человек-Человек? В мире существует около 50 000 профессий (и этот список не постоянен: они «умирают», «теряют или приобретают престиж, на смену «умирающим» профессиям приходят новые) при этом, а это самый популярный тест, и он проводится в школах в рамках профориентационной работы, который лишь примерно указывает область деятельности и не дает конкретного ответа, кем же быть растерянному школьнику.
Анастасия Ларионова - руководитель ГБУ Москвы "Городской центр профессионального и карьерного развития" и Андрей Коровкин - заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов института народнохозяйственного прогнозирования, утверждают, что по статистике 80% выпускников вузов не работают по специальности. По их мнению, причина, в существующем неправильном подходе к профориентации (http://www.otr-online.ru/programmi/shkola-vek-17103/proforientatsiya-kak-ne-26473.html).
Председатель ассоциации психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин объясняет, «такого предмета как ориентация, нет ни в одном школьном расписании, а зря. Разве можно решить, кем ты хочешь стать, не зная, чем занимается представитель той или иной профессии? Поэтому, после окончания школы многие, выбирая специальность, руководствуются лишь поверхностной осведомленность о том, кем они станут в будущем, выбрав тот или иной факультет вуза. Я думаю, что отдельный обязательный предмет по профориентации и какое-нибудь специально учебное пособие нашим старшеклассникам бы не помешали» (http://www.oblgazeta.ru/newage/20311/)
В то же время почти треть россиян выбирает профессию по обстоятельствам. Об этом свидетельствуют данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):
- ситуация диктует выбор профессии 29% респондентов;
- 30% ориентируются на собственные увлечения;
- выбор из-за отсутствия выбора делают 12% респондентов;
- из-за уровня оплаты в конкретной профессии 11%;
- из-за востребованности профессии на рынке труда 11%;
- 7% опираются в первую очередь на мнение родственников и друзей;
- 6% следуют за своим ближайшим окружением;
- 5% исходят из соображений престижа и карьерного роста;
- 3% следуют семейной традиции, династийности;
- 2% привлекает высокий уровень обучения данной профессии в выбранном вузе.
Это говорит о том, что представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от реальности. Принятие решения о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей и при отсутствии у них и, как правило, у учителей и родителей представления о реальных запросах и «вызовах» рынка труда и занятости, о тенденциях развития технологий, отраслей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи оснований для правильного профессионального самоопределения.
Сегодня профориентация – это сложная система из социально-экономических (перспектив роста, материального обеспечения, психологических и физических нагрузок и др.), психолого-педагогических (изучение способностей учащихся с помощью опросников, тестов) и производственно-технических (экскурсии на рабочее место) инструментов по оказанию обучающейся молодёжи личностно-ориентированной консультационной (беседы, мастер – классы) помощи в выявлении возможностей реализации потенциала личности на рынке труда. Более того, вокруг профориентационной работы строится поле научного обоснования и методического сопровождения. При этом, как показывает самый поверхностный опыт наблюдения, обширная совокупность реализуемых профориентационных практик не соответствуют нормам современного научно-педагогического подхода, не демонстрирует эффективность предпринимаемых мер в учебных заведениях среди школьников и абитуриентов, не учитывают реального положения и складывающихся тенденций на рынках труда и занятости. Данные меры носят несистемный, эпизодический характер, часто сводятся только к диагностике (беседа, анкетирование), в лучшем случае с применением устойчивых методик диагностики профессиональных интересов и способностей школьников.
В результате многие исследователи отмечают кризис профессионального, трудового ресурса, нехватку квалифицированных кадров:
- специалистов по информационной безопасности;
- специалистов в области нанотехногий и др.
Работодатели пытаются вкладывать всевозможные силы в развитие системы профориентации (https://www.youtube.com/watch?v=yWuA7x6Qj3c), если не на уровне государства, то на уровне своих компаний / предприятий, разрабатывая конкретные инструменты привлечения, сопровождения и стимулирования будущих работников. Успешным примером в России и на Урале является работа ОАО «Российские железные дороги» (профориентационная работа начинается с детского сада, специализированного). Главная задача: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации на профессии железнодорожников. Так же работают в компании «Русгидро» (опыт профориентационной работы в детсадах Республики Татарстан), в компании «Фотоника» (Пермский край), а в рамках Регионального конвейера молодежных проектов Пермского края в мае 2016 года был представлен профориентационный развивающий проект командой НПО «ИСКРА», целевой аудиторией которого стали дошкольники.
В связи с социокультурными, экономическими изменениями список существующих профессий постоянно преображается: одни становятся актуальными, тогда как другие «вымирают». Ярким примером обзора профессий будущего является разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Московской школой управления СКОЛКОВО «Атлас новых профессий до 2030 года», - результат масштабного исследования, в котором приняли участие более 2500 российских и иностранных экспертов. В течение 2,5 лет эксперты проводили системный анализ технологических, экономических и социальных изменений по 19 ключевым отраслям экономики нашей страны. Целью анализа было сформировать перечень перспективных профессий на ближайшие 15-20 лет по отраслям с указанием ключевых характеристик для каждой из них (надпрофессиональные и профессиональные компетенции). В «Атласе» указано также, какие вузы смогут подготовить таких специалистов.
«Атлас новых профессий» включает 140 новых профессий в 19 отраслях, в их числе:
- медицина (16),
- биотехнологии (6),
- экология (6),
- наземный транспорт (9),
- авиация (7),
- космос (5),
- ИТ-сектор (10),
- новые материалы и нанотехнологии (5),
- строительство (6),
- робототехника и машиностроение (8),
- энергетика (16),
- образование (10),
- социальная сфера (7),
- менеджмент (14),
- финансовый сектор (5).
Опрошенные эксперты к Атласу профессий отнеслись скорее скептически. Руководитель программы «MBA – стратегическое управление человеческими ресурсами» ВШЭ Екатерина Варга считает, что подобные исследования могут быть интересны людям, выбирающим профессию, но сами работодатели мало обращают на них внимания. Пока у работодателей самые утилитарные потребности, в которые Атлас профессий будущего явно не вписывается.
Так, например, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) «перестал устраивать уровень подготовки приходящих к ним выпускников вузов. Эксперты ОАК провели собственное исследование и, заручившись согласием Минобрнауки, изменили образовательные программы в целом ряде вузов»
Исполнительный директор компании «Горизонт» Галина Мельникова полагает, что такого рода справочники в любом случае интересны и полезны, но их востребованность и уровень доверия к ним зависят и от компетенции экспертов, и от методологии прогнозов. «То, что в будущем приоритетными окажутся наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, это не новость – наверняка так и будет», – уверена Г. Мельникова. По ее мнению, преимуществами на рынке труда будут обладать главным образом высококвалифицированные специалисты инженерно-технологических отраслей.
Согласно пока главному и единственному документу в сфере российской молодежной политики «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», одной из приоритетных задач является создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития (р.3 п.7 – г https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html). На сегодняшний день о полноценном функционировании данного приоритета не может идти и речи, профориентация происходит эпизодично, не системно, что не позволяет нам обнаружить у молодежи эффективных траекторий профессионального развития, соответствующих моделей жизненных сценариев.
Изучив опыт, реализуемый на федеральном уровне, мы выражаем свою солидарность с автором предыдущей публикации о вопросах профориентации молодежи (А.Дурегина, https://tymolod59.ru/7588): среди реализуемых в России профориентационных проектов одним из самых успешных действительно нужно назвать образовательный проект «Карьера в России». В контексте поставленных нами вопросов особенно привлекателен его ключевой под-проект «Предпринимательская деревня». Он представляет собой уникальную площадку, созданную в 2012 году для общения, обучения и обмена опытом между студентами и представителями бизнес сообщества. В первую очередь проект разработан для управления эффективной трудовой жизнью молодежи, которая в дальнейшем будет представлять Россию в новаторских проектах на мировой арене бизнеса. Истории успеха участников публикуются в открытой группе, (https://www.facebook.com/ProfessionalnyeSostazania/?hc_ref=PAGES_TIMELINE&fref=nf).
Есть ли примеры проектов в Пермском крае? Молодежный проект "Фабрика действий" направлен на выявление творческой, инициативной и предприимчивой молодежи Пермского края. Целевая аудитория: от 14 до 25 лет, проживающий на территории Пермского края. Каждый участник проекта имел возможность: создать команду; попробовать себя внутри нее в разных ролях; придумать, реализовать социально-значимый проект; защитить конкретные результаты и получить экспертную оценку. Во время функционирования проекта информация об участниках и их проектах являлась доступной, к сожалению, после окончания сезона судьба созданных проектов в рамках «ФД» неизвестна, как и личные результаты участников, включая карьерный лифт, которым должен был явиться проект для наиболее успешных выпускников. По крайней мере нами в СМИ такая информация не была обнаружена.
Молодежный совет при Пермской городской думе тоже можно назвать своего рода профориентационной площадкой. Во-первых, члены Молодежного совета при ПГД приходят в состав совета со своими проектами. Во-вторых, в проектном режиме они развивают свои идеи по 8 ключевым направлениям: «Межнациональные отношения»; Культура и медиа»; «Волонтерство и гражданское общество»; «Предпринимательство и профессиональные сообщества»; «Образование и наука»; «Патриотическое воспитание»; «Общественное самоуправление»; «Спорт и здоровый образ жизни». В-третьих, уже сейчас мы можем говорить о эффективности профессионального лифта в политическом секторе для некоторых его участников: Илья Лисняк, Марк Коробов, Айна Якупова.
Таким образом, мы вновь вынуждены согласиться с автором предыдущей публикации о профориентации, но теперь уже в своих выводах:
- профориентационная работа с молодёжью не носит системного характера,
- отсутствует общая стратегия и модель, которая приводила бы молодежь к конкретному результату, исходя из поставленного запроса – трудоустройству, профессиональным пробам, карьерному продвижению, профессиональному признанию, профессиональному саморазвитию.
Система профориентационной работы должна носить многоступенчатый и комплексный характер, «сопровождать» молодого человека в ходе его профессионального становления.
А еще (мы просто уверены в этом), наиболее интересным опытом, который стоит изучать и транслировать является работа в проектном формате. Хотя это крайне редко встречающийся формат. Ярким примером консолидации успешных проектных форматов является республика Татарстан «Университет талантов», в рамках которого собраны лучшие практики республики, которые проходят ежегодную экспертную оценку и привлекают в свои ряды множество активной молодежи, которая может принять участие и попробовать себя в разных ролях. В Пермском крае при инициативном участии АНО «Молодежный эксперт» реализуется проект РКМП – это единственная молодежная площадка Пермского края, предоставляющая реальную возможность молодым людям в возрасте от 18 до 30 лет стать участниками всероссийских и окружных молодежных форумов РФ и конкурсов молодежных проектов (в частности, «iВолга», «Территория смыслов», «Таврида», «Всероссийский конкурс молодежных проектов»), которые, кстати, направлены на развитие молодых профессионалов. Данный проект помогает вовлекать молодежь в социально активную общественную жизнь, позволяет, придумав проектную идею, реализовать ее, себя и попробовать себя в новой роли, функционально «уточнить» для себя будущую или уже реализуемую профессию, а также при успешном прохождении всех этапов дает шанс на качественное участие в форумах, где собирается успешное молодежное профессиональное сообщество («Молодежные форумы – профессиональные сообщества или место для «тусовки»?»).
Данный формат хорошо принимается детьми и профессионалами так как является достаточно открытом и доступным для понимая. Проектная деятельность как специфическая творческая деятельность, является универсальным средством развития человека. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды, ориентацию на «продукт» и на изменение реальности. Проект дает возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы в разных областях и функционально-профессиональных ролях. Своим проектом человек заявляет о своих интересах, а эксперт-профессионал не столько дает оценку проекту, сколько показывает предметно и профориентационно карту возможностей проектного лидера, что может помочь ребенку и родителю, молодому человеку в профессиональном выборе, дальнейшем становлении в качестве профессионала.
Кроме того, следует соотнести формы и технологии профориентационной работы с современными социально-культурными и экономическими «вызовами», так как существующие и традиционно применяемые подходы и формы профориентационных мероприятий не отражают изменений, произошедших в обществе и, по большей части, являются устаревшими или неэффективными, так как направлены на узкий круг профессий, как правило, невостребованных в конкретных условиях (переизбыток рабочей силы) или вовсе «вымирающих».
Да! И конечно, в условиях кризиса особенно остро звучит вопрос о том, как взаимодействуют рынки образования, маркетинга, производства и предпринимательства?! Потребность хотя бы даже только в качественном практическом образовательном маркетинге очевидна. Это подтверждает растущий спрос со стороны учебных заведений различного уровня на разработку стратегий работы с общественностью (привлечение внимания абитуриентов, работодателей), проведение исследований, продвижение рекламы, PR. И главное: пока не очевиден, но совершенно точно, должен сложиться в ближайшем будущем, спрос на обучение маркетинговым технологиям специалистов из среды самих учебных заведений, которые смогут осуществлять качественный приток ориентированных абитуриентов на конкретные факультеты и отдельные программы.
Материал подготовлен Змеевой Кристиной, магистрантом 1 курса направления «Организация работы с молодежью»» философско-социологического факультета ПГНИУ
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!