«Продуктивность» профориентационной работы в молодежной среде: миф или правда?»
Закончил вуз – ступай в продажи! В call-центр с красным дипломом! «Свободная касса», или зачем я учился 5 лет в университете! Несмотря на комичность этих фраз, вывод можно сделать логичный и реалистичный: большинство молодых людей ошибаются с выбором своего профессионального пути, многие выпускники вузов уходят заниматься неквалифицированной или не связанной с полученным образованием профессиональной деятельностью.
Одна из основных проблем занятости молодежи - ошибочный выбор молодым человеком профессии, специальности. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства никак не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Либо наоборот, выбор осуществляется, только исходя из личных склонностей и интересов (которые, к слову, изменчивы), без учета трендов развития технологий, отраслей, появления новых «профессиональных ниш» и реальных «запросов» рынка труда. Хотя у большинства молодых людей (и их родителей), находящихся в ситуации профессионального выбора, понятие престижности выбираемой профессии наполнено устаревшим содержанием. Среди «престижных» профессий часто можно встретить «умирающие» профессии.
К сожалению, школьное обучение сегодня обычно сводится к «натаскиванию» на сдачу экзаменов, необходимых для поступления в вуз. Школа не готовит ребенка к предстоящей трудовой деятельности, не объясняет, что любить биологию - это одно, а работать биологом - другое. Крайне редко кто-то рассказывает школьникам о профессиях планомерно, реалистично, поэтому представления у них о профессиях весьма расплывчатые, абстрактные, основанные на ограниченном жизненном опыте. Молодые люди самостоятельно или под влиянием близких в старших классах принимают решение о выборе профессии, которое в дальнейшем повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. А что такое профессиональный успех? И от чего он зависит? В чем его ценность? В одном из видеофрагментов Эрих Фромм приводит интересную аналогию, сравнивая человека на рынке труда с сумкой в магазине. Вывод прост: осознание человеком его собственной ценности зависит от того, какую цену рынок готов за него заплатить. Подростки не всегда делают правильный выбор. Об этом свидетельствует опыт большого количества людей, которые идут получать второе образование после того, как однажды сделали ошибочный выбор. Поэтому очень важно прежде чем выбирать свою будущую профессию, пройти через ступени профессиональной ориентации. Однако сегодня в большинстве общеобразовательных организаций, в том числе и школах, системы профессиональной ориентации практически нет. А точнее, она ограничивается участием в днях открытых дверей учебных заведений профессионального образования и ярмарках профессий, решением пары-тройки тестов и редкими экскурсиями на предприятия.
Кризис в сфере занятости молодежи и его беспрецедентные масштабы – общемировая проблема. Во всем мире молодые женщины и мужчины сталкиваются с реальными трудностями, связанными с поиском достойных рабочих мест. По данным Международной организации труда, за последние два десятилетия уровень безработицы среди молодежи в среднем оставался в три раза выше уровня безработицы среди взрослых, а в некоторых регионах этот уровень в настоящее время уже стал в пять раз выше, чем уровень безработицы взрослого населения. В России, по официальной статистике, на конец прошлого года уровень безработицы экономически активного населения составлял 5,2 %, а уровень безработицы среди городской молодежи от 15 до 29 лет был в среднем 13,3 %. Этот показатель в 2,5 раза превышает уровень безработицы по населению в целом. О том, что представляет из себя сегодня российский рынок труда, говорит в интервью основательница агентства социального рекрутинга Pruffi и «главный хантер рунета» Алена Владимирская.
По данным Молодёжного парламента при Государственной думе Федерального собрания РФ, сегодня около 80% выпускников высших учебных заведений не работают по полученной специальности, а подавляющее большинство первокурсников уже по итогам первого полугодия осознают, что ошиблись с выбором профессии.
Проблема молодежной занятости привлекает все большее внимание ученых и специалистов. Они бьют тревогу, опасаясь за будущее рынка труда, когда наступит сильнейший кадровый дефицит наряду с избытком непрофессиональной рабочей силы. Сейчас профориентация – это удел каждого, ей занимаются энтузиасты, часто непрофессионалы. Отсутствует система профориентации в школах, вузах, соответствующая потребностям и задачам экономики, «вызовам» развития и «запросам» молодежи и т.д.
В «Парламентской газете» в одной из статей, посвященной профориентации школьников, Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), отмечает, что о неэффективности проводимой сегодня профориентационной работы говорит и тот факт, что уже в течение полугода со своей первой работы увольняется 54 % молодых людей. Всего в течение года на новом месте остаётся меньше трети начинающих работников). Подобная ситуация не может быть выгодна ни одной из заинтересованных сторон: ни государству, которое тратит средства на обучение студентов, ни молодым людям, которые мечтают о самореализации, ни работодателям, которые страдают от нехватки высококвалифицированных специалистов.
Сегодняшняя профориентация абсолютно не нацелена на то, чтобы предвидеть тренды в сфере профессий будущего, которые начинают формироваться уже сейчас. Кадровое агентство «Юнити» на основе данных опроса компаний составило ТОП-5 профессий, которые будут востребованы уже через пять лет. В него вошли технолог пищевого производства, архитектор мобильных приложений, биохимик, финансовый аналитик и стратег в сфере поиска и управления персоналом. А что мы видим сейчас: процент поступающих на юридические, экономические факультеты всё ещё остается достаточно высоким по сравнению с остальными, хотя их спектр профессий не попадает в ТОП-5 профессий будущего. Заметьте, среди них нет ни бухгалтера, ни юриста. А совсем недавно Минфин сообщил о том, что профессия бухгалтера является «умирающей» (ссылка на источник https://rg.ru/2016/09/23/).
У Патрика Гриффина, профессора Мельбурнского университета, руководителя международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S), есть увлекательная статья, посвященная навыкам XXI века. Суть его концепции такова: наряду с умением считать, писать и читать ключевыми навыками в XXI веке являются умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу. Это связано с переходом от индустриальной эпохи (так называемой эры конвейерного труда) к эпохе информационной, где главный ресурс – информация, а умение её перерабатывать – самый ценный навык.
Сегодня мы очень часто говорим о профориентации, о том, насколько высока её важность для молодежи, насколько значительную роль она играет в профессиональном становлении молодого человека. Однако мы очень мало говорим о том, какими критериями эта роль может быть измерена. Как отличить настоящую профориентацию от её имитации? Как оценить и чем измерить результаты профессиональной ориентации, престижность тех или иных профессий, информированность молодежи об их преимуществах?
Данный вопрос обсуждался ведущими специалистами на VIII Международном конгрессе-выставке «Global Education — Образование без границ» (ноябрь 2014 г) в рамках панельной дискуссии по теме «Практика сопровождения профессионального выбора в России: факты, проблемы и оценки». Интересный комментарий по вопросу измеримости в рамках этой дискуссии дает С.С. Гиль, начальник управления образования и инноваций Центросоюза России, Председатель Оргкомитета Национального Чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России», доктор педагогических наук, профессор: «Очень интересные подходы у наших западных коллег — немцев и финнов. В Финляндии финансирование профориентации на 100% государственное, в Германии — на 0%. Модели разные — «государственная» и «рыночная», а результат один: и там, и там нет проблемы престижа рабочих профессий. Почему? Потому что есть только два уровня системы квалификации, а не 17 разрядов советской системы ЕТС. Два уровня: подмастерье и мастер. И если ты хочешь стать мастером, ты обязан побыть подмастерьем».
В России существуют интересные примеры профориентационной работы, которые, как правило, существуют в проектных форматах. Есть достаточно весомые и серьезные проекты, о которых стоит упомянуть.
Национальный проект подготовки предпринимательских кадров для всех регионов России — «Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России». Цель Чемпионата — продвижение наивысших стандартов профессиональной предпринимательской деятельности, признанных в международном сообществе, и «взращивание» эффективных профессиональных предпринимательских команд. Чемпионат проходит в формате профессиональных состязаний и мобильного обучения старшеклассников, студентов и молодых специалистов в целях разработки, продвижения и популяризации новых идей, проектов и услуг, востребованных экономикой и населением регионов России. На наш взгляд, данный проект можно назвать успешным по нескольким причинам. Во-первых, в его основе лежат мировые технологии и инструменты для освоения молодежью мировых стандартов трудовой жизни и трудовых квалификаций, во-вторых, он имеет двухуровневую структуру (региональный и федеральный уровни), тем самым имеет большой охват целевой аудитории. Чемпионат реализуется при поддержке Агентства стратегических инициатив, что, безусловно, мотивирует и расширяет границы для работы в регионах.
Второй проект, о котором хотелось бы рассказать, называется «Полеты по вертикали». Его руководителем которого является С. Л. Гуляев, ректор негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Липецкий Институт Управления», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Агентства стратегических инициатив в рамках инициативы «Новые технологии получения компетенций» и направлен на создание кадровой базы профессионалов, получающих компетентностное образование в ходе решения практических задач для среднего бизнеса. Проект реализуется в нескольких регионах России: в Липецкой, Самарской, Тульской, Астраханской областях и Красноярском крае.
В.В. Путин о проекте «Полеты по вертикали»: «На мой взгляд, нужно обязательно совместить профессиональные стандарты с образовательными. Нужно добиться того, чтобы были ориентиры для профессионального образования во всех его уровнях и ипостасях, для того чтобы приходящий на работу молодой человек сразу чувствовал себя уверенно на своем месте. Я очень рассчитываю на то, что «полеты по вертикали» в этом случае будут полетом только в одну сторону. Только наверх».
Далее рассмотрим региональный проект в сфере профориентационной работы с молодежью. Как известно, Пермский край — промышленный регион, поэтому ставки делаются в большей степени на рабочую молодежь. Благодаря проекту Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры "под ключ"», с 2012 г. в Прикамье реализуется принципиально новая модель подготовки кадров, позволяющая эффективно решать вопрос обеспеченности реального сектора экономики квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. Модель, разработанная экспертами Пермской торгово-промышленной палаты, признана лучшей практикой на уровне Российской Федерации и рекомендована к внедрению в других регионах страны.
Проект «Рабочие кадры "под ключ"» предусматривает четыре основных модуля:
I модуль: заказ на кадры — формирование количественного и качественного заказа бизнеса на подготовку специалистов в системе СПО;
II модуль: дуальное обучение — внедрение в регионе новой практико-ориентированной модели подготовки кадров;
III модуль: оценка качества подготовки — развитие в регионе института независимой оценки эффективности деятельности образовательных организаций, качества подготовки их выпускников и независимой оценки квалификаций;
IV модуль: профориентация — создание у молодежи региона мотивации на получение перспективных профессий/специальностей.
Проект прошел экспертизу Агентства стратегических инициатив (АСИ) и одобрен председателем Наблюдательного совета АСИ — Президентом РФ Владимиром Путиным. В настоящий момент проект находится на стадии тиражирования, в частности, через российскую систему торгово-промышленных палат.
Проанализировав взгляды профессионалов в области профориентационной работы и несколько крупных проектов, мы пришли к определенным выводам. Мировая тенденция к увеличению и разрастанию проблем занятости молодежи ведет к поиску новых решений в борьбе с молодежной безработицей, одно из них — грамотно выстроенная система профориентации. Наиболее успешные примеры профориентационной работы в современных условиях реализуются в проектных режимах. Главный наш вывод — современное состояние профориентационной работы в масштабе страны в целом, несмотря на отдельные успешные примеры, является неудовлетворительным, поскольку существующие сегодня проекты не удовлетворяют в полной мере потребность в профессиональном ориентировании молодежи. Мы видим одним из приоритетных направлений молодежной политики в регионе и России в целом развитие и внедрение системы профессиональной ориентации, а в сфере государственной молодежной политики — реализацию установки на создание молодежных профессиональных сообществ. Профориентационная работа будет эффективна при двух обстоятельствах: будет осуществляться систематически и при участии реального «заказчика» с постоянной поддержкой государства (особенно по «прорывным» и «фундаментальным» для развития страны направлениям), так как оно является одной из заинтересованных сторон в достижении благополучия страны, которое будет реализовываться профессионалами.
Анна Дурегина (студентка направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодежью» философско-социологического факультета ПГНИУ)
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!