Три философа и один Вий
Гоголь говорил, что «Вий <...>, вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».
А Федотов, видимо, решил рассказать эту историю просто так, как написал ее Гоголь. Те, кто знаком с произведением, отметили этот факт. И просто — не значит легко. Просто — значит без дополнительных интерпретаций. Как не странно, сегодня это становится необычным, даже в какой-то степени авангардным. А дальше начнутся изменения, перевоплощения — мистика.
Вий, конечно, совсем не про Вия. Вий про людей. В самом его начале три бурсака своротили с большой дороги в сторону, как они думали, чтобы в первом попавшемся хуторе запастись провиантом. Это были: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець. Богослов и ритор быстро окажутся нам неинтересными, потому что во главе сюжета будет философ. Точнее, филосОф — на украинский деревенский манер.
Сначала Хома Брут предстает перед нами весельчаком, чья жизнь легка и приятна, как покурить люльку после нескольких стаканов горилки. Он кажется самым хитрым из всей компашки, самым изворотливым. Он легко входит в доверие даже к такой вредной старухе, какая попадается троице на их пути поиска провианта в одном из хуторов. И делает это Брут с каким-то философическим равнодушием, как бы говоря, что чему быть, того не миновать. А быть было тому, что произведет много перемен.
И подарит нам Брута среднего, на котором та странная бабка в ночь поскачет по полям после того как всех троих путников расселит на дворе отдельно. Брута, который впустит в себя, кажется, это темное во время ведьминской скачки, которому этот опыт подарит новое ощущение. Он почувствовал бесовски сладкое чувство, он почувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение. Но больше оно было все-таки страшным. От того, что слишком все было ему непонятно. От этого и начнет читать молитвы на перебой, которые приземлят его наконец, а вместе с ним и ведьму, которая вдруг станет молодой и прекрасной. Хома попытается бежать от нее, но будет поздно.
И будет третий Брут — финальный. Философ, который убьет ведьму, но не убьет зло. Ведьма перейдет в третье состояние следом за ним. И воплотится в собирательном образе нечисти — Вие. Да, образ точно собирательный, не самоограниченный, потому как границей для него является даже открытие собственных век. Сам он не может этого сделать. Только все темные силы помогают ему раскрыть глаза, чтобы найти Хому. И если в начале философ весел, в середине растерян и помутнен, то в финале страх полностью завладевает им. И видит Вий не Хому, а только его страх, когда из любопытства второй тоже открывает глаза и становится так видимым всем темным силам.
Теперь они, конечно, заберут его, не дожидаясь первых петухов — символа света и веры в новый день, воплощения надежды.
Фото Валерий Неукрытый
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!