Стратегия 2020. Крупный план

Все, что связано с молодежью, – это не только и не столько про сегодня. Это про будущее. О том, как будет выглядеть и жить молодежь через пять, десять лет. Но молодежь должна жить где-то, в какой-то определенной среде, которую молодые люди не всегда в силах самостоятельно построить. И тут по логике вещей на помощь должны прийти более опытные и могущественные люди, которые построят хотя бы фундамент будущего общества. А ввиду определяющей в общественной жизни роли экономики, а не разного рода духовности, ценностей и идеологии, было бы неплохо подготовить для молодых поколений конкурентоспособную диверсифицированную экономическую систему, на которой они могли бы строить «дом своей мечты».

О необходимости построения новой экономики, развитии новых технологий и увеличении количества источников пополнения бюджета много говорится, на это тратятся значительные ресурсы и кое-какие идеи даже претворяются в жизнь. Но как изменилась структура экономики за 9-10 лет? Дабы избежать обвинений в безосновательном критиканстве, сразу поясню, что рассматриваю результаты модернизационных процессов исключительно в разрезе положений Стратегии 2020.

Итак, 17 ноября 2008 года. Правительство принимает, на мой взгляд, важный документ со звучным названием Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, для краткости – «Стратегия 2020». В 2011 году она была подкорректирована, некоторые правки вносятся и поныне, поэтому сегодня, живя в 2017 году, интересно провести своеобразную ретроспективу и попробовать оценить реализацию положений документа.

Авторами Концепции период с 2008-го по 2020-й и последующие годы был разделен на два этапа развития. Первый этап был подготовительным, рассматривать мы будем второй этап (2013 – 2020 годы), в общих чертах характеризующийся как рывок в пятый и шестой технологический уклады, развитие информационных, био- и нанотехнологии, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Достижения в самых общих чертах сформулируем чуть позже, пока же рассмотрим связку «ожидание – реальность».

Что интересно, показателей, связанных с экспортом высокотехнологической и наукоемкой продукции, в ключевых показателях нет совсем, а говорится  о них в документе много. Парадокс. Но есть показатели, связанные с «нашим всем», нефтью и ее производными. Согласно прогнозам, стоимость барреля нефти, на момент разработки Концепции – ключевого источника пополнения бюджета, в промежутке 2016-2020 гг. должна была составить 108 долларов США. На настоящий момент стоимость нефти практически в два раза меньше и находится «в вилке» 61-63 доллара США за баррель. Отсюда и торчат уши многих «болезней» экономики, которые проявились в последующие годы. Среднегодовой прирост доходов населения должен был составить 6,7%, на деле – доходы населения сокращаются уже четвертый год подряд: по данным Росстата, в 2014 году снижение составило 0,7%, в 2015 году — 3,2%, в 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении (источник). Такая же картина наблюдается и по прочим показателям: расходам на образование, фундаментальные исследования, инвестиции и иностранные инвестиции. В целом, можно констатировать колоссальный разрыв прогнозируемых и реальных явлений.

А чтобы окончательно прояснить ситуацию по достижению показателей перехода к новым технологическим укладам и обеспечению ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров, взглянем на структуру экспорта РФ в страны дальнего зарубежья (экспорт вне СНГ). Его основой в I полугодии 2017 года по традиции являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил, по данным Федеральной таможенной службы, 66,6% (в I полугодии 2016 года – 62,3%). Федеральная таможенная служба: «По сравнению с январем-июнем 2016 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров возрос на 38,3%, а физический – на 3,6%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли объемы экспорта угля каменного на 10,5%, газа природного – на 9,7%, нефти сырой – на 1,5%» (источник).

Можно задать резонный вопрос: а при чем тут, собственно, молодежь? Во-первых, молодежь со стратегией связана вот каким образом. Настоящий документ – основа Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, об этом прямо сказано уже в первом абзаце. Вызовы и возможности, стоящие перед молодежью, практически полностью идентичны перечню из Стратегии 2020. Кроме того, в тексте Стратегии-2020 четко зафиксировано, что вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования – одно из основных условий развития системы образования, вырастить которое позволит вырастить «новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний».

Во-вторых, молодежь – это, как очевидно, часть общества, поэтому все явления и процессы социально-экономической сферы отражаются и на этой группе, все проблемы и вызовы, стоящие перед всем обществом, актуальны и для молодых людей. Разумеется, способы решения проблем могут быть несколько иными, но это уже тема следующего большого разговора.

Пока же можно уверенно зафиксировать лишь очень частичное достижение показателей, установленных в Стратегии 2020 относительно инновационного развития экономики. Что ж, до 2020 года еще есть время, за которое можно попытаться догнать уже набравший скорость локомотив.

Илья Кичигин, ФСФ, 1 курс магистратуры, направление «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодежной среде».

 

 

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!