Миграционная привлекательность региона = его развитие?!
В современных условиях сокращения численности населения и значительной эмиграции трудоспособного населения при высоких миграционных настроениях молодежи остро встает вопрос о сохранении и приумножении молодых трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, в том числе Пермском крае.
Для Пермского края характерно сокращение населения. Если в 2015 году численность населения всего региона составила 2 637,0 тысяч человек, то на 1 января 2017 года - 2 632,1 тысяч человек (подробнее – Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям ). В общем сокращении населения наблюдается и уменьшение численности молодежи. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Пермском крае молодёжь в возрасте 16-29 лет составляла 562,3 тыс.чел. (подробнее - Население по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации). В 2015 году эта цифра составила 510 тыс. чел. По данным прогнозов в докладе РАНХиГС «Молодёжь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», к 2025 году сокращение молодёжи в Пермском крае произойдет до 494 тыс. человек. Однако если проследить динамику за последние 5 лет, по факту может оказаться еще меньше.
Одним из факторов сокращения общей численности населения выступает межрегиональная миграция, которая для регионов-доноров несет в себе угрозу для дальнейшего развития территории. За январь-август 2017 года отмечается отрицательное миграционное сальдо: количество выбывших из региона (47849 человек) превышает количество прибывших (45640 чел.). Доминирующим компонентом миграционных процессов Пермского края является миграция в пределах России, большую часть которой составляют внутрирегиональные потоки (подробнее – Общая характеристика миграционной ситуации за январь-август 2017 года). В иммиграционной привлекательности Пермский край уступает таким регионам, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Новосибирская, Белгородская и Тюменская области (https://rg.ru/2015/12/28/regioni-site-anons.html, http://www.vestifinance.ru/articles/67898?page=1).
Эмигранты, особенно молодежь, стремятся в крупные экономические центры, где относительно высокий уровень жизни, достойные заработные платы, развитая инфраструктура, доступное жилье. Молодые люди из регионов стремятся в большие города, из больших городов в столицы, из столиц в развитые зарубежные страны. Для региона-донора такая миграция несет в себе угрозу как в экономическом, так и культурном плане. Молодые люди – это ценный кадровый ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года отмечается, что основным носителем инновационного потенциала развития государства является молодежь, и именно от нее зависят стратегические преимущества государства. Соответственно, теряя специалистов, особенно молодых, регион ставит под угрозу свое развитие в будущем, ведь молодежь является активным субъектом преобразования общества, драйвером развития и лидерства как региона, так и страны. В связи с этим актуализируется вопрос о том, какой должна быть региональная государственная («молодежная») политика для удержания и притяжения молодежи, талантливых молодых специалистов, молодых лидеров профессиональных сфер? Как сделать так, чтобы молодым людям хотелось оставаться жить в Пермском крае?
26 апреля 2017 года в Перми прошел круглый стол на тему «Россия молодая: вызовы, тенденции, перспективы». Участники пришли к выводу, что со стороны действующей власти требуется обеспечить молодое поколение благоприятными условиями: город Пермь и Пермский край должны стать комфортной зоной для развития каждого пермяка, тогда тема «утечки мозгов» из региона перестанет быть актуальной. Сегодня мониторинг органов государственной власти всех уровней молодежных настроений показывает, что у молодых людей практически отсутствует самоидентификация с территорией проживания (о проблеме региональной идентичности можно подробнее прочитать по ссылке https://tymolod59.ru/8146), а проблемы региона становится им мало понятны и неинтересны. «Важная задача сегодня – создание конструкции, благодаря которой молодежь могла бы стать успешной, оставаясь жить в малых городах и селах. Потому что образованная и мотивированная молодежь может и должна стать драйвером развития территорий, в том числе малых городов и сельской местности. Должны быть созданы новые пути для организации социальных и экономических лифтов для молодежи», – подчеркнул Игорь Сапко, депутат Государственной Думы Российской Федерации. (Подробнее - Драйвер современности. В Перми прошел круглый стол по молодежной политике).
Действительно, государственная молодежная политика является основой для жизненного планирования молодежи. Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года в ходе реализации государственной молодежной политики социально-экономическое положение молодежи должно улучшиться, а вовлеченность молодежи в социально-экономическую жизнь страны – увеличиться. Для достижения подобной цели необходимо создавать условия для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, внедрять технологии "социального лифта". Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года также закрепляет, что одной из приоритетных задач молодежной политики является формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи.
Для успешного вовлечения молодежи в экономические, социальные и другие процессы регионов крайне важно в региональной молодежной политике учитывать миграционную составляющую, чтобы обеспечить удержание и притяжение молодежи, следовательно, и развитие региона. Возникает потребность в моделировании государственной региональной молодежной политики, где регион позиционируется как центр реализации потенциала молодежи, центр удержания и притяжения молодежных талантливых лидеров для демонстрации молодежи условий для их самореализации в Пермском крае. Разработка и реализация молодежной миграционной политики должна осуществляться в системе целей и задач реализации других направлений региональной политики, то есть с учетом всех субъектов государственной политики, в полномочия которых входит организация мероприятий, принятие решений, реализация мер в отношении такой категории как «молодежь». В сложившихся условиях, с целью разработки политики, отвечающей интересам социально-экономического развития региона, крайне важно на регулярной основе проводить комплексное изучение миграционных ожиданий, настроений, намерений молодежи, а также миграционных потоков молодежи, с учетом причин и факторов, влияющих на данные потоки.
Материал подготовлен Петровой Марией, магистрантом 1 курса направления «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодежной среде» философско-социологического факультета ПГНИУ
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!