IT в Перми: случайность или закономерность?

По наблюдениям начинающего специалиста по работе с молодежью

Пермские компании, связанные с информационными технологиями, имеют различные истории успеха. Например, в 2011 авторитетное интернет-издание CNews100 составила рейтинг оборота средств IT-компаний, в котором Пермь заняла 3-е место.

Компании-лидеры Пермского края в то время были «Прогноз», «Парма-Телеком», «ИВС». Но с начала 2016 года интернет заполняют новости о бедственном положении такой крупной IT-компании, как «Прогноз». 29 сентября 2016 года на портале properm.ru появилась информация, что «долг "Прогноза" перед банками превышает 5 млрд рублей», а также что из компании вынуждены увольняться сотни сотрудников.

Promobot
Promobot

В то же время примерно с начала 2010-х в Перми возникают успешные IT-стартапы, истории которых начинались примерно одинаково: несколько молодых людей объединились для создания общего продукта. Так, идею умного робота начали реализовывать два студента и аспирант в 2013 году, и уже по итогам 2014 года Promobot вошел в топ-50 лучших стартапов России. Не менее успешны такие стартапы, как Macroscop, Brainy Studio, Maugry и др. Кстати, молодежный след в сфере IT отмечен даже в правительственном документе «Стратегии развития отрасли информационных технологий».

Не все стартапы, как может показаться, достигают высокого уровня. Согласно статистике, 90% из них «прогорают». А ведь и государство признает, что высокотехнологичные стартапы в IT-сфере имеют потенциал роста из малого в средний и крупный бизнес, а значит, нужно создавать условия, способствующие их развитию. На сегодняшний день, по мнению экспертов, таких, как, например, Андрей Шпиленко (директор Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий) и Николай Косвинцев (руководитель «Мозгово», интервью: http://www.perm.aif.ru/society/people/nikolay_kosvincev), комфортная инфраструктура, способствующая комплексному сопровождению IT-стартапов, на данный момент не создана.

1Если в среднем по России ситуация с поддержкой IT-инициатив оставляет желать лучшего, то некоторые регионы вырываются вперед, создавая среду, привлекающую стартапы, а значит, и талантливую молодежь. Например, Татарстан, где созданы город для разработчиков (http://innopolis.ru/) и особая экономическая зона для резидентов. Что касается Перми, сегодня в городе работают несколько бизнес-инкубаторов (инновационный центр «Мозгово» при ПГНИУ, бизнес-инкубатор при Пермском филиале ВШЭ и Пермский городской бизнес-инкубатор), акселераторы (например, ФРИИ). Однако этого недостаточно, чтобы потенциал IT-специалистов в полной мере мог реализоваться на территории Пермского края.

А ведь наш регион, несмотря на свою промышленную мощь, очень заинтересован в развитии IT-сектора, который в свою очередь влияет на обновление производства. Однако, по словам Алексея Заболотных, председателя НП «Центр развития информационных технологий "Пермский ИТ-кластер"»: «В США производство автоматизировано где-то на 30%, у нас в России это около 3%» (http://www.permoboz.ru/txt.php?n=11243).

Если объективно смотреть на IT-сферу Пермского края, то складывается впечатление, что появление успешных стартапов — скорее случайность, чем закономерное следствие грамотно выстроенной инфраструктуры. Это значит, что истории успеха пермских стартап-команд вероятно связаны больше с личной инициативой и заинтересованностью тех молодых людей, которые в них участвуют, чем со стратегией государства, власти и бизнеса, заявляющих о важности поддержки и сопровождения IT-стартапов.

Назревает закономерный вопрос: что дальше? Стартап, состоящий из молодых и инициативных людей, рано или поздно превращается либо в компанию, которая становится полноправным игроком на рынке, либо распадается. Компании, выросшие из стартапов, прекрасно осознают, какие проблемы могут возникать у команд молодых программистов, поэтому есть две стратегии действий: инвестировать в поддержку либо использовать интеллектуальный потенциал разработчиков в свою пользу (например, скупая идеи). Тот факт, что строящийся Пермский технопарк поддержан компанией Promobot (https://tymolod59.ru/2999), означает положительную тенденцию в создании позитивного взаимодействия между молодыми стартапами и командами, которые уже имеют опыт.

Анастасия Панькова, студент магистратуры 39.04.03 «Организация работы с молодежью» ПГНИУ

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!