Практика нетворкинга в студенческой среде: ориентация на успех и сотворчество

social-networkingДля начала, необходимо разобраться «что же такое нетворкинг»? Большинство людей, которые более-менее знают английский, будут рассуждать следующим образом: слово «нет» (net — сеть), а «ворк» (work-работа), следовательно, это слово, возможно будет означать - «работа в сети (Интернете)». Такая логика вполне понятна, однако термин «нетворкинг» не имеет практически никакого отношения к работе в глобальном пространстве. Он означает совершенно другое «networking» (нетворкинг) — это не что иное, как умение находить друзей и быть им полезным, то есть, другими словами, это наука о том, как заводить «продуктивные» знакомства с нужными людьми. В большей степени попытаемся рассмотреть нетворкинг как искусство целенаправленных деловых связей.

Вообще, нетворкинг как научное течение зародился в 70-е гг. XX века в Америке. Всё началось с так называемой «теории 6 рукопожатий» — теории, которая говорит, что любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей).

Она была предложена в 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом. Выдвинутая ими гипотеза заключалась в том, что каждый человек на Земле опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через недлинную цепочку общих знакомых.

С появлением сети  Интернет развитие российского нетворкинга усилилось и начало стремительно развиваться. Общение в социальных сетях - один из подвидов этого явления. Сетка полезных связей каждого человека значительно расширяется, причем социальные сети только усиливают этот эффект. Ведь в них мы находимся постоянно, используем как для работы, так и для продвижения собственных проектов.

В студенческой среде для нетворкинга созданы самые благоприятные условия. В первую очередь это обособлено характеристиками самой молодёжи – общительной, коммуникабельной, дружелюбно настроенной, инициативной, легко идущей на контакт между собой. Последнее качество особенно ярко проявляется в ситуациях, когда среда наиболее комфортна, наиболее молодёжна, или профессиональна, например форумы, слёты, школы, конференции, где предусмотрена командная работа или знакомство между участниками, взаимодействие.

putin_radМолодёжные форумы, такие как «Иволга», «Территория смыслов», «Таврида» предоставляют возможность не только защитить проект и выиграть грант на его реализацию, но и содействовать взаимодействию между участниками. Площадки для обмена опытом, практиками, идеями, мнениями – длятся целыми сменами, иногда и дольше чем одна неделя. Домой участники привозят не только впечатления, но и новые контакты.

Очень часто нетворкинг становится инструментом достижения одной общей цели. С 24 по 27 ноября в Перми проходил Международный форум Доброволец России. Именно он стал основной площадкой, где встретились самые разнообразные технологии и принципы организации. Корпус волонтёров –  самостоятельная система, которая действует сообща. Но самое интересное это то, что база волонтёров построена на предыдущем опыте форума – т.е. уже на знакомых волонтёрах. Есть и совершенно новые люди, привлеченные через систему отбора и собеседований. Взаимодействие организаторов и этих привлеченных людей основано на навыках волонтёров как отдельных структурных единиц, исходя из их специальности, опыта волонтёрской деятельности, а так же предпочтений, возможностей. Это обоюдное взаимодействие – пример того, как нетворкинг перевоплощается и находит отражение в студенческой среде. Не ограничиваясь списком контактов, он имеет тенденцию совершенствоваться.

Такую же систему нетворкинга использует Вадим Ширяев - председатель комитета инновационного маркетинга Гильдии маркетологов, он неизменно входит в ТОП-5 лучших маркетинговых экспертов России с 2004 года. Последние несколько лет по многим рейтингам является маркетинговым экспертом-консультантом номер один в России (это не все его заслуги). В 2015 году Вадим стал одним из главных организаторов Всероссийского молодёжного форума «Территория Смыслов на Клязьме». По его технологии в течение недели (смена длится 6 дней) участники форума работали в командах, развивая личную эффективность, совершенствуя навыки командной работы. По завершению форума, они вошли в одну общую базу экспертов. Каждый из них владеет каким-то навыком, умением, которым можно поделиться с другими, т.е. обучить. В течение целого года ребята взаимодействуют друг с другом, учатся, создают новые общие проекты и на следующий год готовятся стать организаторами форума. Связь они держат через интернет, скайп конференции.

Хотелось бы рассказать о нетворкинге и в среде направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодежью» (далее – ОРМ) Пермского классического университета. Это интеллектуальная сеть - сеть друзей и сеть экспертов. Студент ОРМ представляет собой структурную единицу одного большого целого. И не простую единицу. Каждый из нас имеет за плечами большой опыт социальных практик, проектов, участия в мероприятиях различного уровня. Обобщая, можно уверенно сказать, что каждый обладает уникальными навыками и технологиями, позволяющими ему быть профессионалом своей среды на микро-уровне.

Направление, помимо учебной деятельности, позволяет заниматься ещё и тем, что действительно интересно. Наука, спорт, политика, предпринимательство, НКО, культура, журналистика, добровольчество – это лишь часть возможных приоритетов и каждый находит себя сам, постепенно. Включаясь в различные виды внеучебной деятельности один за другим мы привлекаем  и самый близкий круг своих коллег, образуя вокруг себя многочисленные группы, команды по интересам, деятельности.

И конкретной практикой нетворкинга, является система, апробированная на проекте под названием «Школа Юных Лидеров» Проект ориентирован на учащихся г. Пермь и Пермского края. Задача которого - научить командной работе, сформировать навыки лидера, предоставить помощь в подготовке и реализации  проектной  идеи школьников – участников ШЮЛ.  В прошлом году организацию Школы взял на себя 2 курс ОРМ, поддержку проекта ребята получили и со стороны деканата философско-социологического факультета, и со стороны Малковой Елены Вячеславовны, куратора направления «Организация работы с молодежью». Идею Школы разработал Виталий Анисимов (студент ОРМ 3 курс), он же и стал ее директором. Незаменимым помощником, а одновременно и администратором была Мария Петрова (ОРМ 3 курс).

По итогам проекта планировалось формирование команды лидеров, готовых стать частью команды ОРМ. Стоит отметить, что частично цель была достигнута: 14 выпускников Школы юных лидеров 2014-2015 г., 4 резидента ШЮЛ поступили в Пермский классический университет, три из них – на специальность «Организация работы с молодежью» очной формы обучения.

Успешность апробированной версии проекта стала основой для второго сезона Школы юных лидеров 2015-2016 г. Интересный факт, что новым директором стал участник ШЮЛ первого сезона, Дмитрий Варанкин, будучи студентом ОРМ 1 курса. Роль куратора проекта взяла на себя Мария Петрова. Первое занятие ШЮЛ 2015–2016 состоялось 26 октября. Нетворкинг в этом примере – это аккумулирование опыта и контактов для достижения результата.

Екатерина Бачерикова, студентка направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодёжью» Пермского классического университета.

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!