Практика нетворкинга в студенческой среде: ориентация на успех и сотворчество
Для начала, необходимо разобраться «что же такое нетворкинг»? Большинство людей, которые более-менее знают английский, будут рассуждать следующим образом: слово «нет» (net — сеть), а «ворк» (work-работа), следовательно, это слово, возможно будет означать - «работа в сети (Интернете)». Такая логика вполне понятна, однако термин «нетворкинг» не имеет практически никакого отношения к работе в глобальном пространстве. Он означает совершенно другое «networking» (нетворкинг) — это не что иное, как умение находить друзей и быть им полезным, то есть, другими словами, это наука о том, как заводить «продуктивные» знакомства с нужными людьми. В большей степени попытаемся рассмотреть нетворкинг как искусство целенаправленных деловых связей.
Вообще, нетворкинг как научное течение зародился в 70-е гг. XX века в Америке. Всё началось с так называемой «теории 6 рукопожатий» — теории, которая говорит, что любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей).
Она была предложена в 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом и Джеффри Трэверсом. Выдвинутая ими гипотеза заключалась в том, что каждый человек на Земле опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через недлинную цепочку общих знакомых.
С появлением сети Интернет развитие российского нетворкинга усилилось и начало стремительно развиваться. Общение в социальных сетях - один из подвидов этого явления. Сетка полезных связей каждого человека значительно расширяется, причем социальные сети только усиливают этот эффект. Ведь в них мы находимся постоянно, используем как для работы, так и для продвижения собственных проектов.
В студенческой среде для нетворкинга созданы самые благоприятные условия. В первую очередь это обособлено характеристиками самой молодёжи – общительной, коммуникабельной, дружелюбно настроенной, инициативной, легко идущей на контакт между собой. Последнее качество особенно ярко проявляется в ситуациях, когда среда наиболее комфортна, наиболее молодёжна, или профессиональна, например форумы, слёты, школы, конференции, где предусмотрена командная работа или знакомство между участниками, взаимодействие.
Молодёжные форумы, такие как «Иволга», «Территория смыслов», «Таврида» предоставляют возможность не только защитить проект и выиграть грант на его реализацию, но и содействовать взаимодействию между участниками. Площадки для обмена опытом, практиками, идеями, мнениями – длятся целыми сменами, иногда и дольше чем одна неделя. Домой участники привозят не только впечатления, но и новые контакты.
Очень часто нетворкинг становится инструментом достижения одной общей цели. С 24 по 27 ноября в Перми проходил Международный форум Доброволец России. Именно он стал основной площадкой, где встретились самые разнообразные технологии и принципы организации. Корпус волонтёров – самостоятельная система, которая действует сообща. Но самое интересное это то, что база волонтёров построена на предыдущем опыте форума – т.е. уже на знакомых волонтёрах. Есть и совершенно новые люди, привлеченные через систему отбора и собеседований. Взаимодействие организаторов и этих привлеченных людей основано на навыках волонтёров как отдельных структурных единиц, исходя из их специальности, опыта волонтёрской деятельности, а так же предпочтений, возможностей. Это обоюдное взаимодействие – пример того, как нетворкинг перевоплощается и находит отражение в студенческой среде. Не ограничиваясь списком контактов, он имеет тенденцию совершенствоваться.
Такую же систему нетворкинга использует Вадим Ширяев - председатель комитета инновационного маркетинга Гильдии маркетологов, он неизменно входит в ТОП-5 лучших маркетинговых экспертов России с 2004 года. Последние несколько лет по многим рейтингам является маркетинговым экспертом-консультантом номер один в России (это не все его заслуги). В 2015 году Вадим стал одним из главных организаторов Всероссийского молодёжного форума «Территория Смыслов на Клязьме». По его технологии в течение недели (смена длится 6 дней) участники форума работали в командах, развивая личную эффективность, совершенствуя навыки командной работы. По завершению форума, они вошли в одну общую базу экспертов. Каждый из них владеет каким-то навыком, умением, которым можно поделиться с другими, т.е. обучить. В течение целого года ребята взаимодействуют друг с другом, учатся, создают новые общие проекты и на следующий год готовятся стать организаторами форума. Связь они держат через интернет, скайп конференции.
Хотелось бы рассказать о нетворкинге и в среде направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодежью» (далее – ОРМ) Пермского классического университета. Это интеллектуальная сеть - сеть друзей и сеть экспертов. Студент ОРМ представляет собой структурную единицу одного большого целого. И не простую единицу. Каждый из нас имеет за плечами большой опыт социальных практик, проектов, участия в мероприятиях различного уровня. Обобщая, можно уверенно сказать, что каждый обладает уникальными навыками и технологиями, позволяющими ему быть профессионалом своей среды на микро-уровне.
Направление, помимо учебной деятельности, позволяет заниматься ещё и тем, что действительно интересно. Наука, спорт, политика, предпринимательство, НКО, культура, журналистика, добровольчество – это лишь часть возможных приоритетов и каждый находит себя сам, постепенно. Включаясь в различные виды внеучебной деятельности один за другим мы привлекаем и самый близкий круг своих коллег, образуя вокруг себя многочисленные группы, команды по интересам, деятельности.
И конкретной практикой нетворкинга, является система, апробированная на проекте под названием «Школа Юных Лидеров» Проект ориентирован на учащихся г. Пермь и Пермского края. Задача которого - научить командной работе, сформировать навыки лидера, предоставить помощь в подготовке и реализации проектной идеи школьников – участников ШЮЛ. В прошлом году организацию Школы взял на себя 2 курс ОРМ, поддержку проекта ребята получили и со стороны деканата философско-социологического факультета, и со стороны Малковой Елены Вячеславовны, куратора направления «Организация работы с молодежью». Идею Школы разработал Виталий Анисимов (студент ОРМ 3 курс), он же и стал ее директором. Незаменимым помощником, а одновременно и администратором была Мария Петрова (ОРМ 3 курс).
По итогам проекта планировалось формирование команды лидеров, готовых стать частью команды ОРМ. Стоит отметить, что частично цель была достигнута: 14 выпускников Школы юных лидеров 2014-2015 г., 4 резидента ШЮЛ поступили в Пермский классический университет, три из них – на специальность «Организация работы с молодежью» очной формы обучения.
Успешность апробированной версии проекта стала основой для второго сезона Школы юных лидеров 2015-2016 г. Интересный факт, что новым директором стал участник ШЮЛ первого сезона, Дмитрий Варанкин, будучи студентом ОРМ 1 курса. Роль куратора проекта взяла на себя Мария Петрова. Первое занятие ШЮЛ 2015–2016 состоялось 26 октября. Нетворкинг в этом примере – это аккумулирование опыта и контактов для достижения результата.
Екатерина Бачерикова, студентка направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодёжью» Пермского классического университета.
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!