Перспективы возникновения корпоративного социального волонтерства в России

Во время финансово-экономического кризиса, когда денежные пожертвования на благотворительность многих бизнес структур сокращаются, корпоративное волонтерство становится особенно актуальным для современной России. Сегодня именно это инновационное направление социальной ответственности– одно из самых перспективных. И основное его преимущество состоит в качественном изменении самого главного богатства любой организации – человеческого капитала. Сотрудники, вовлеченные в добровольчество, чувствуют не только удовлетворение от приобщения к доброму делу, но и гордость за компанию.

Корпоративное волонтерство (КВ)  – добровольное участие сотрудников в социальных программах при поддержке компании.

Наиболее важные причины возникновения КВ связаны со стремлением руководства укрепить корпоративную культуру в компании, развить в сотрудниках дух социальной ответственности, максимально раскрыть их лидерские качества, дать

возможность для самореализации не только в профессиональном поле. Так, около 40% опрошенных компаний начали заниматься корпоративным волонтерством по инициативе сотрудников.Не менее важной причиной развития данного направления является развитие и выход организации на новый уровень

По данным РИА Новости  среди крупных российских  бизнес компаний, предпочтения отдаются таким направлениям: поддержка семьи и детей, защита окружающей среды, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни. Многие волонтерские программы реализуются в отдельных населенных пунктах, где сотрудники компаний занимаются уборкой и благоустройством территории, высадкой зеленых насаждений и прочим.

В бизнес-сообществе не существует единого подхода к организации и поддержке корпоративного волонтерства. Каждая компания сама определяет, в какой сфере сосредоточить усилия сотрудников, проводить разовые мероприятия или разработать долгосрочную системную программу, организовывать волонтерскую деятельность в рабочее время или в выходные дни. Инициаторами и организаторами участия в благотворительности могут выступать как сотрудники, так и руководство компании.

Среди явных плюсов данного вида волонтерства имеются и несколько факторов, препятствующих его развитию. Например, то, что волонтерская деятельность пока не является престижной в бизнес среде, отсутствие налоговых льгот, а также отсутствие моральной поддержки со стороны государства.

На мой взгляд, среди наиболее ярких примеров внедрения корпоративного волонтерства является компания «Трансаэро», где волонтерские программы рассматриваются в качестве инвестиций в персонал, то есть профессиональный и личностный рост сотрудников.

Вот несколько волонтерских проектов, реализуемых «Трансаэро»:

  1. Реабилитация детей-инвалидов. 
  2. Социальная адаптация детей в трудных жизненных ситуациях.
  3. Pro-bonoволонтерство. (данное направление подразумевает под собой консультирование некоммерческих организаций, а также оказание профессиональной помощи НКО и благополучателям)
  4. Донорские акции.  Объединяют около 100 сотрудников, желающих безвозмездно сдать кровь.
  5. Сбор частных пожертвований. В каждом офисе «Трансаэро» установлены специальные боксы для пожертвований. Собранные средства передаются партнерским благотворительным фондам.

Стоит сказать о внедрении корпоративного волонтерства в стратегию компаний.  Во-первых, проводится анкетирование или интервью с активистами с целью определения степени готовности к участию в волонтерских мероприятиях. В результате составляется план привлечения сотрудников к волонтерским программам. Во-вторых, подготавливается программа, которая учитывает интересы, желания и запросы сотрудников. Затем, эксперты, психологи проводят тренинги, помогая тем самым сотрудникам приобрести необходимые навыки. На этапе развития благотворительной программы происходит привлечение сотрудников путем размещения информации на стендах или сайте компании. Такими благотворительными мероприятиями могут быть акции, аукционы, лотерей, мастер классы, благотворительные забеги и др.

Одним из наиболее крупных мероприятий в нашей стране, посвященных добровольческой деятельности,  является ежегодный московский международный форум "Корпоративное волонтерство: бизнес и общество", который проходит в конце года и собирает сотни участников из различных регионов России и мира.

Одним из мероприятий названного форума стал проведенный 23 апреля в Новослободском парке Фестиваль «Сиреневый день», который собрал более 200 волонтеров Москвы. Представители различных организаций, волонтерских движений и просто жители района объединились для того, чтобы  провести выходной день с пользой и превратить парк в ухоженное и красивое место. Всего за несколько часов была убрана прошлогодняя  листва,  детские площадки и лавочки стали яркими и красочными,  вдоль забора появился дикий виноград, а кусты сирены аккуратно высажены в аллею.
Всего за время фестиваля было собрано 48 500 рублей, которые фонды направят на помощь детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями.

Мероприятие поддержали  такие известные компании, как, «Ассоциация менеджеров», «Нестле Россия», LeroyMerlin, Abbyy, Dadobro, Deloitte, En+. Помощь в проведении оказали Департамент культуры г. Москвы, Центр культуры и досуга «Парк Новослободский», АНО «Молодая столица».

В большинстве компаний планируется дальнейшее развитие программ корпоративного волонтерства сразу несколькими путями – увеличение числа сотрудников-волонтеров и реализация новых программ, поощрение самостоятельного участия сотрудников в добровольческой деятельности. В целом респонденты настроены достаточно оптимистично. Больше половины компаний планируют больше внимания уделить развитию про боно, а также мероприятиям по сбору средств среди сотрудников

 

Екатерина Боровикова, Пермский государственный национальный исследовательский университет, направление "Организация работы с молодежью", 4 курс заочное отделение.

 

 

 

 

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!