Варвара Смолина: “Эмоциональный интеллект повышает качество взаимодействия с окружающим миром”
В ноябре этого года для подростков Прикамья стартовал новый уникальный проект – Мастерская эмоционального интеллекта «Лимбо». Сегодня мы хотим подробнее рассказать вам о проекте, о людях, которые его реализуют и, конечно же, о его пользе. Варвара Смолина – педагог-хореограф, тьютор в школе программирования «Codologia», координатор мастерской «Лимбо», рассказала порталу Медвед, в чем главная идея проекта и почему сегодня важно развивать эмоциональный интеллект.
Основная целевая аудитория проекта: ученики 5-11 классов.
Идея проекта: улучшение качества общения подростков через осознание ими природы эмоций и чувств как собственных, так и окружающих людей.
Команда: на данный момент в реализации мероприятий мастерской принимают участие координатор Варвара Смолина, психолог Екатерина Игнатова и фотограф Инна Фассалова.
Место: локации всегда меняются. Команда арендует различные помещения, поскольку мероприятия мастерской отличаются по формату: это могут быть групповые тренинги, а могут быть фотосессии, на которых подростки пробуют выразить на фотографии свои эмоции и переживания.
Всю информацию о жизни мастерской можно узнать в группе «В контакте» https://vk.com/limbo_perm
Варвара, как зародилась идея проекта, в чем его основная цель?
Все началось с того, что я на собственном примере поняла, как работает эмоциональный интеллект. Чем больше литературы по данной теме я читала, тем легче удавалось справиться со стрессом. Чем лучше понимала, как устроен мой внутренний мир, тем свободнее и увереннее я чувствовала себя в общении с другими людьми. Когда я поняла, что моя жизнь качественно изменилась, мне захотелось делиться этим опытом с другими.
Мои шаги привели меня к «Лаборатории эмоционального интеллекта "ЛИМБО"». Основная цель проекта – познакомить ребят с научной информацией об эмоциях, человеческом общении, эффективном поведении, дать им возможность применять эти знания в повседневной жизни.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания как свои собственные, так и других людей, а также умение управлять своими эмоциями. А от чего зависит уровень развития эмоционального интеллекта?
От того же, от чего зависит уровень профессионализма в любом деле. От знаний, которыми вы обладаете, и от того, насколько эффективно вы можете их использовать. То есть уровень развития эмоционального интеллекта конкретного человека зависит от того, что он знает об эмоциях, может ли он отличить одну от другой (как внутри себя, так и в другом человеке), какое поведение он выбирает при возникновении той или иной эмоции (как внутри себя, так и в другом человеке).
Почему именно в подростковом возрасте так важно работать над способностью управлять собой и своими эмоциями?
Потому что именно в подростковом возрасте мы очень много думаем над тем, что мы чувствуем, что делать со своими чувствами, как их выражать, как отвечать на эмоции со стороны других людей. Это доказано научно и объясняется изменениями в работе мозга. Так происходит процесс осознания себя в этом мире. Вспомните, на что был направлен ваш фокус внимания в подростковом возрасте?
Большую часть информации о том, как себя вести, как управлять собой, что делать со своими эмоциями, подростки получают от родителей, одноклассников, учителей, из телевизора, видеоблогов, социальных сетей. Всегда ли эта информация полезна? Будет ли она фактором успеха и счастья подростков сейчас и во взрослой жизни?
В чем польза развитого эмоционального интеллекта? Как это помогает подростку в повседневной жизни?
Наша повседневная жизнь в любом возрасте складывается из взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональный интеллект повышает качество этого взаимодействия. Ребята учатся искренне и уверенно выражать свои эмоции, чувства, точку зрения, учатся выстраивать с другими людьми отношения, основанные на честности и взаимном уважении. Учатся реализовывать свои интересы. Они сами создают вокруг себя безопасную и плодородную среду.
Расскажите, как проходят ваши занятия! Видны ли изменения в поведении участников сразу?
На данный момент в рамках мастерской прошло ва мероприятия. 18 ноября мы с Екатериной Игнатовой (кандидатом психологических наук, преподавателем ПГНИУ, практикующим психологом) провели первый тренинг эмоциональной грамотности для подростков, который мы назвали просто «Знакомство с эмоциями». На нем присутствовало 15 участников. Мы знакомили ребят с пятью эмоциями: страх, гнев, отвращение, грусть и радость. Как в мультике «Головоломка». Разговаривали о том, почему эмоции возникали у первобытного человека, почему возникают сейчас, какой сигнал несет в себе каждая из этих эмоций, какими ощущениями в теле сопровождается. Так мы работали над умением осознавать эмоции.
Эффект от тренинга мы оценивали следующим образом. До и после мы попросили ребят нарисовать эмоции. В конце мероприятия рисунки стали более детальные, сюжетные, что, по словам психолога, свидетельствует о том, что в умах ребят начался мыслительный процесс. В целом отзывы детей и родителей положительные.
Второе мероприятие прошло 17 декабря. 11 ребят попытались изобразить на фотографии каждый месяц 2017 года. В этом им помогала замечательный фотограф Инна Фассалова. Основная цель – рассказать, как чувствуют себя подростки в течение года, привлечь внимание общества к их переживаниям, как радостным, так и не очень. Кроме того, в процессе ребята размышляли о том, как и почему менялось их эмоциональное состояние в течение года. Подобная рефлексия полезна для развития эмоционального интеллекта участников. Полный фото-отчет с данного события можно будет найти в нашей группе «В контакте» с 1 по 14 января.
А что насчет взрослых, молодежи? Не поздно ли взрослому человеку развивать свой эмоциональный интеллект?
Не поздно. У меня, например, получается.
В России большинство тренингов по данной теме проходят именно для взрослых людей. Их проводят для бизнесменов, менеджеров, предпринимателей – для всех, чья работа связана с большим количеством стрессов, напряженного общения. Есть тренинги развития эмоционального интеллекта в контексте семейных отношений. Вся литература по этой теме, которую я читала, ориентирована на взрослую аудиторию. Так что у взрослых, пожалуй, даже больше возможностей для развития эмоционального интеллекта.
Планируете ли вы в дальнейшем проводить занятия/ мастер-классы со взрослыми?
Такие мысли есть. Если у кого-то из читателей данного интервью возникнет запрос на проведение подобного мероприятия, то я с радостью откликнусь.
Как связаться с вами? Как юным читателям портала Медвед стать участниками мероприятий проекта «Лимбо»?
Пишите мне «Вконтакте» по любым вопросам: если вы хотите поучаствовать в мероприятии, предложить свою идею, рассказать о том, что вас волнует по этой теме. Я открыта для любой инициативы. Вы можете писать мне лично или в сообщения сообщества:
https://vk.com/v.a.smolina
https://vk.com/limbo_perm
Благодарим вас за интервью! Зададим последний вопрос, который стал уже традиционным на Медвед. Что бы вы могли посоветовать нашим читателям? С какими книгами, фильмами или статьями можно ознакомиться, чтобы более подробно узнать о развитии эмоционального интеллекта?
Книги по этой теме я всегда ищу в издательстве МИФ: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/
Советую прочитать:
– «Эмоциональный интеллект 2.0», Тревис Бредбери и Джин Гривс
– «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз
– «Эмоциональный интеллект», Дэниела Гоулмана
– «Спасите заложника», Джордж Колризер
– «Переходный возраст», Лоуренс Стейнберг (это уже про особенности подросткового возраста)
Фильмов про эмоциональный интеллект я пока не видела. Но не могу не воспользоваться случаем и не посоветовать посмотреть фильм 2015 года «Человек» (режиссер Янн Артюс-Бертран).
Делимся с вами интересной информацией. Мастерская эмоционального интеллекта "Лимбо"проводит конкурс one-line рассказов о том, каким ты представляешь свой 2018 год. Принять участие в конкурсе могут подростки от 9 до 17 лет. Подробнее.
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!