Илья Кичигин: Быть ОРМ – это хорошо знать процессы внутри молодежи, а еще лучше знать процессы вокруг молодежи

Присоединяюсь к уважаемым и любимым коллегам в их стремлении заявить об ОРМ шире, чем когда-либо. Разумеется, отдельная благодарность Надежде Синельниковой. Признаюсь, год вне учебных аудиторий очень отдалил меня от происходящего в ОРМ ПГНИУ, но тут поднялась волна, игнорировать которую было бы непростительно.

Сразу скажу, что мои мысли могут быть как схожими, так и различными с мыслями коллег, что, как мне кажется, к лучшему. Мне остается лишь озвучить вещи, которые кажутся очень важными и не всегда очевидными. Я всегда за плюрализм и свободу мнений, если для кого-то мои высказывания неприемлемы, то я готов смириться с этим. А еще я за краткость, поэтому набросаю тезисы, а все, что осталось за кадром, готов обсудить в комментариях.

Давайте разбираться, кто такой студент или выпускник ОРМ. Я более склонен говорить о вторых, потому как это уже полностью сформированные в академическом плане «профессиональные организмы», что не всегда можно сказать о студентах. К тому же, в моем дипломе есть слово «бакалавр», а за людей со схожим опытом я готов говорить с полной ответственностью.

Начнем с названия. «Организация работы с молодежью».

«Молодежь». Тут все понятно, люди от 14 до 30 лет, иногда чуть старше.

«Работа». Что с этими людьми делать? Какие инструменты применять к разным группам этой самой молодежи?

«Организация». Ключевое слово в названии. Не нужно самому бросаться в проблемы всего человечества в целом и молодежи в частности. Нужно видеть ключевые проблемы и выстроить процессы их нейтрализации. Сделать так, чтобы работу сделали те, кто на этом специализируется.

А теперь мои пять тезисов.

  1. Выпускник ОРМ – это не полевой работник. И ни в коем случае это не герой-одиночка. Естественно, он обладает рядом специфических компетенций, которые затрагивают разные сферы жизни молодежи и разные формы взаимодействия с ней. Как генеральный директор, будучи осведомлен о необходимости ведения бухгалтерского учета, не вдается в подробности этого процесса, так и ОРМ не выполняет полный объем работ самостоятельно. Выпускник ОРМ – это менеджер, управленец, который организует работу с людьми, хоть и со вполне определенной их совокупностью. Но насколько человек есть универсальное существо, насколько широки и объемны сферы его жизни, настолько широкой совокупностью подходов к работе с молодыми людьми (философскими, социологическими, психологическими, менеджеральными инструментами) может пользоваться каждый «молодежный менеджер».
  2. Быть ОРМ – это хорошо знать процессы внутри молодежи, а еще лучше знать процессы вокруг молодежи. Нельзя вырвать ее из контекста всего общества. Нельзя не быть в курсе технологических, экономических, политических, социальных и культурных трендов, которые касаются всего социума, если организация процессов в молодежной среде претендует на комплексность и системность.
  3. ОРМ – это не всегда о молодежи. Ужасно крамольная для многих мысль, но инструментарий, который дается студентам, в определенных сферах неплохо работает и с более возрастной аудиторией: возрастными учеными, представителями власти и бизнеса и т.д. При этом не стоит забывать и о постоянном поддержании связей между структурами поддержки молодежи, а там тоже работают люди разных возрастов.
  4. Студент ОРМ – это носитель твердой позиции и идеологии. Не суть важно, каких идей, каких теорий (правых или левых, оппозиционных или лоялистских, либеральных или консервативных) придерживается будущий «архитектор общества» в момент учебы, важно, что его позиция аргументирована, «выстрадана» и проверена в дискуссиях. Кстати, способность к конструктивной дискуссии и аргументации – это важный скилл для выпускника ОРМ. Единственное ограничение здесь: идеи не должны быть деструктивными. Все, что может быть хорошо для людей, является разрешенным, пока не доказано обратное.
  5. Студент и выпускник ОРМ – это не event-менеджер. Для меня организация и проведение культурно-массовых мероприятий – что-то сродни работе аниматором и вожатым. Здорово, весело, все классные, но добавленный продукт, который будет полезен широкому кругу молодых людей, минимален. Как средство самовыражения – сколько угодно, как профессиональная деятельность – немного из другой сферы. И я говорю это, будучи в свое время участником и актерской, и режиссерско-постановочной группы двух Малых Весен философско-социологического факультета.

Пять лет назад я не поступил на юрфак, но поступил на философско-социологический факультет. Диплом бакалавра ОРМ красного цвета я получил год назад. Сегодня я снова вернулся в учебные аудитории. Жалею ли я о своем выборе? Нет, и вам не советую.

Илья Кичигин, магистранта 1 курса направления "Организация работы с молодежью" Пермского классического университета.

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!