«Каково быть ОРМщиком», или размышление об одной заметке (и о профессии в том числе)

Сегодня, 10 ноября, по всему миру отмечается Всемирный день молодежи. Утвержденный в честь основания Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) (World Federation of Democratic Youth, WFDY) в 1945 году на Всемирной конференции молодежи в Лондоне, он ежегодно поднимает вопросы международного демократического молодежного движения, защиты прав молодежи, интернационального сплочения прогрессивной молодежи. От лица редакции Молодежного портала Прикамья "МЕДВЕД" мы поздравляем всех причастных к празднику и начинаем флешмоб, посвященный профессии "специалист по организации работы с молодежью"!

В последнее время в СМИ уделяется большое внимание молодежи и исследованиям проблем молодежи, а также роли организатора работы с молодежью в реализации молодежной политики. Направление подготовки российских вузов "Организация работы с молодежью" (далее – ОРМ) уже более 10 лет выпускает специалистов данной сферы. Но чему посвящена данная профессия, в чем ее уникальность, какими могут быть ОРМщики, мы обсуждаем крайне редко. Предлагаем вам ознакомиться с первой статьей, начинающей наш флешмоб, которая называется «Каково быть ОРМщиком», или размышление об одной заметке (и о профессии в том числе)» Виктора Мельникова, магистранта 2 курса направления ОРМ Пермского классического университета (орфография, пунктуация и стиль автора сохранены).


Виктор Мельников

Совсем недавно в довольно популярном молодежном СМИ «YoungSpace» была опубликована небольшая заметка «Каково быть ОРМщиком: 5 особенностей специальности» под авторством Надежды Синельниковой. В данной заметке автор дает свое видение того, что собой представляет профессия ОРМ (Организация работы с молодежью, если кто не знает). Публикация имела успех: 50 лайков в паблике «YoungSpace» ВК (что примерно в 5 раз больше, чем обычно набирают посты), большое количество репостов как в «Фейсбуке», так и «ВКонтакте», причем многие делали репосты прямо с сайта и (самое главное!) прикрепляли свои комментарии к данным репостам. Суть комментариев, как правило, одна: «придерживаюсь схожих мыслей, отличная статья» и т.д. Так что же было в данной статье? В тексте присутствовало несколько мыслей, но в особенности меня привлекла следующая: «ОРМ – это не аниматоры, а «довольно серьезная и сложная деятельность в области молодежной политики в самом широком понимании слова»». На этом моменте хотелось бы остановиться поподробнее и сделать небольшой (прямо-таки краткий) экскурс в мои воспоминания (я заканчиваю магистратуру ОРМ в этом году, так что, думаю, мне можно простить эти старческие ностальгические нотки!).

…В те времена, когда Солнце светило ярче, а небо было голубее, а именно 3-5 лет назад, команда ОРМ ПГНИУ (в составе которой и я несколько раз был), ездила на крупные, федеральные корпоративные мероприятия, например, Всероссийский Фестиваль студентов направления ОРМ в Екатеринбурге (https://vk.com/fest_orm ), или Всероссийская Олимпиада ОРМ в Ижевске и т.д. Ездила, чтобы «и мир посмотреть и себя показать». Уже тогда, мы пропагандировали идею о том, что ОРМ – это не вожатые, соц. педагоги или массовики-затейники, а социальные технологи, управленцы, менеджеры в сфере молодежной политики. Было отрадно наблюдать, что мы встречали немало поддержки от людей со схожими взглядами из других городов и ВУЗов. Однако, в это же время, нам приходилось буквально отстаивать свои убеждения перед апологетами существовавшей тогда парадигмы (как раз, что ОРМ – аниматоры, вожатые, социальные работники с молодежью и остальные). Следует признать, что тогда действительно царствовало именно такое, «вульгарное» понимание значения и роли ОРМщика. Проходили годы, но не проходила незамеченной наша деятельность, вместе с деятельностью других представителей профессии из различных городов и ВУЗов: взгляды менялись. Да, даже 2 года назад я видел на Фестивале ОРМ в Екатеринбурге людей, на полном серьезе утверждающих, что каждый ОРМщик обязан пройти своеобразную «школу вожатства», чтобы понять, что же собой представляет профессия ОРМ. Тем не менее, к счастью, это были скорее частные случаи. Во всём остальном: в подобных корпоративных событиях, на молодежных форумах, в выступлениях управленцев данной сферы, в важнейших документах – везде проходило торжественное, победное шествие проектного подхода. Однако нужно признать, что уже и этот подход устарел и начал вырождаться, теряя сущностные основания в сфере работы с молодежью и молодежной политики. «Шарики-фонарики», творческие и спортивные фестивали, молодежные тусовки, проекты ради проектов, организация праздников – вот, далеко не полный, список того, во что, к сожалению, сейчас вырождается современная работа с молодежью, которую необоснованно называют «молодежная политика». Да, нельзя говорить, что всё это ненужно. Также нельзя говорить, что вся и везде молодежная политика именно такая. Нет! Есть вполне достойные примеры совсем другого подхода на уровне даже целых регионов (большой респект Республике Татарстан!). Однако если говорить о понимании роли и значения профессии ОРМ, то, к сожалению, мы придем не к самым приятным выводам (популярность указанной заметки – яркий пример). По-видимому, пришло время для очередного «переворота игры»: установления новой парадигмы.

Выпуск ОРМ Пермского классического университета 2016 г.

Так что же собой должна представлять эта «довольно серьезная и сложная деятельность в области молодежной политики в самом широком понимании слова»? Кем же должен быть ОРМщик? В первую очередь, он должен быть очень хорошим прогнозистом: он должен видеть на 2 шага вперед, не поспевать за трендами, а идти на опережение и даже в каком-то смысле создавать их. Т.е. он должен примерно (чем точнее, тем лучше) представлять, каким будет социально-экономическое положение молодежи, каковы будут их ценностные ориентации, политические пристрастия, увлечения, «запросы», каким в целом будет общество (в этом плане, кстати, выделение молодежи в отдельную категорию общества, т.е. отделение от остальных, будет ошибкой) и т.д. По сути, ОРМщик должен видеть будущее, только не придумывать его, не брать его из своей головы, а «вычислять» его на основе понимания современных процессов. Ведь любое будущее – это продолжение нашего настоящего, с изменениями в одну, или другую сторону. В этом смысле, он должен разбираться в этих современных процессах! Т.е. быть аналитиком: вычленять существенное из той громады информации, что на нас сваливается, и выкидывать несущественное из нее. Аналитические способности просто так с неба не падают, и тут я обязан согласиться с Надеждой: ОРМ должны заниматься научной деятельностью! Они должны хотя бы на базовом уровне владеть методикой и терминологией социологии, политологии, философии, истории, экономики и т.д.! Понимание современных процессов, конструирование и прогнозирование будущих – это теоретическая составляющая деятельности ОРМ, практической же будет администрирование и управление процессами. Именно так, а не иначе. Компетенции в сфере организации мероприятий – это, безусловно, важная ступень в развитии ОРМ, но уж точно не последняя: нужно двигаться ещё выше и включаться в управление процессами на уровне муниципального района, городского округа,  субъекта и выше – административного округа и страны в целом. Каждый ведь из нас, наверняка, писал в своих курсовых\дипломах\статьях банальную фразу: «Молодежь – это важно, ведь это наше будущее!». При всей ее заезженности, я всё равно считаю, что она правдива. Однако почему тогда значение и роль ОРМщика сами представители профессии оценивают так низко, упрощенно? Как человека, который пишет и реализует фрагментарные, нередко не связанные друг с другом, проекты, не вызывающие какого-либо социально значимого эффекта, позитивных последствий, проводит творческие вечера для молодежи, занимается ее развлечением и досугом, ее патриотическим воспитанием? Ещё раз подчеркну, что всё это важно и может быть реально круто сделано, но профессия в это не упирается! ОРМ нельзя сводить к организатору мероприятий, он должен быть чем-то большим: проектировщиком и строителем будущего – ведь он работает с целыми поколениями! Меня спросят: а что ты сделал из всего этого? Отвечу: я всего лишь открыл глаза чуть шире и, соответственно, увидел чуть дальше и чуть больше. Конечно, увидел всё не до самого горизонта, но уже дальше.

Смотреть и видеть дальше, а затем прокладывать к этому путь – вот основная функция организатора работы с молодежью!

P.S.: Написал какой-то длиннющий текст, прошу простить: писал на эмоциях, в том числе – негативных. Просто было немного обидно, когда я видел восторженные комментарии у представителей своего ВУЗа в отношении указанной заметки. Впрочем, я никого не осуждаю (очень сильно надеюсь, что никто так не подумает): сейчас происходит крайне мало публикаций и дискуссий на тему того, что собой должно представлять ОРМ, какие смыслы в это закладываются и т.д. Вот и откликнулось сердце многих на неожиданное появление такой публикации в информационном пространстве! Всем мир!

Виктор Мельников  магистрант 2 курса «Организация работы с молодежью» ПГНИУ

 

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!