«Хорошо учиться — это модно», интервью с Министром образования и науки Пермского края

Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина рассказала BG «Образование» о программе строительства новых школ, необходимости пересмотра мер поддержки талантливых выпускников, а также о комплексном подходе к решению проблемы кадров в отдаленных территориях края.

Business Guide: В Пермском крае с 2012 года действует программа по решению проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях. Можно ли сказать, что проблему полностью удалось решить?

Раиса Кассина: Пермский край справился с масштабной стройкой детских садов. Но локальные проблемы остались. Поэтому программа на этом не заканчивается, мы будем решать проблемы там, где они есть. В планах на ближайшие три года строительство еще 17 детских садов в 13 территориях. Всего нам необходимо создать 2800 мест для дошколят.

Более масштабная программа, которая уже начала реализовываться в Пермском крае, это строительство и реконструкция школ. Уже заложено финансирование для строительства и реконструкции 27 школ в 18 территориях. Приоритет отдали ветхим и аварийным зданиям и школам в районах массовой застройки, где серьезно стоит проблема двух- и потенциально трехсменного обучения. Сформировали «резервный список» школ, по которому будем двигаться, как только будем привлекать дополнительный ресурс. Сегодня по поручению врио губернатора Пермского края мы ставим в программу только те объекты, которые реально обеспечены финансированием. Сейчас программа составлена на ближайшую пятилетку.

BG: Насколько серьезна сегодня ситуация с нехваткой школ в регионе?

Р.К.: Ежегодно количество учащихся в регионе растет: 1 сентября 2017 года в общеобразовательные учреждения придут почти 299,8 тыс. школьников. Это на 4,7 тыс. больше, чем в прошлом учебном году. Программа строительства новых школ предполагает большое количество новых мест. Дело не только в ликвидации второй смены — разумная вторая смена в небольшом количестве вполне возможна. Делать так, чтобы до часу дня были уроки, затем до четырех часов дополнительные занятия, кружки и секции, а после этого школа была закрыта и отапливался воздух, наверное, тоже не очень правильно. Поэтому мы к планам по строительству будем подходить более разумно, с учетом дальнейших перспектив, в том числе демографических. Сегодня главным критерием для строительства новых школ является ветхость. Во многих школах нет современной инфраструктуры: спортзалов, актовых залов, лабораторий. Много в регионе и деревянных школ. Поэтому прежде всего нам предстоит решить эти проблемы. Кроме того, при планировании строительства новых школ мы учитываем плотность новой застройки.

BG: Программа уже стартовала, и в минувшем учебном году открылась школа «Мастерград» в микрорайоне Пролетарском, которая позиционируется как инновационное образовательное учреждение с градостроительным уклоном. Все новые школы будут иметь какое-то особенное направление?

Р.К.: Прежде всего, в каждой новой школе в полной мере будут реализовываться стандарты образования, единые для всей России. В этом стандарте уже заложено все для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, физического, творческого. Но мы считаем, что у каждой школы должно быть свое лицо, некоторая дополнительная направленность. В Перми уже есть IT-школа, инженерно-техническая школа, техношкола, школа дизайна «Точка» и школа «Фотоника». Школа №32 предоставляет услугу дополнительного образования культурно-эстетической направленности детей-спортсменов, занимающихся киокусинкай. С 2016/17 учебного года начала работу школа нефтехимического направления «Петролеум+» на базе пермской школы №102. Основная цель создания таких учреждений — обеспечение готовности выпускников к профессиональному самоопределению в сфере высокотехнологичных, наукоемких производств. У учащихся старших классов появляется возможность проходить профессиональные пробы и практики на пермских предприятиях разных отраслей по специальностям и профессиям, востребованным современным производством. Недавно одна из территорий пришла с идеей аграрной школы. Там будут готовить ребят к тому, чтобы они в дальнейшем становились предпринимателями в сфере сельского хозяйства. В Култаево будет открыт новый корпус школы, и у них тоже есть своя концепция: сделать школу центром молодежного мейнстрима. Довольно интересные концепции школы предлагают, но это плюсом к стандарту.

BG: Кто является инициатором проектов «уникальных» школ?

Р.К.: Инициаторами являются руководство школы, дети и родители. Совместными усилиями они разрабатывают стратегию развития школы. Выбирают направление школы исходя из того видения, что необходимо детям, для того чтобы стать успешными людьми. Совсем не обязательно, что все сельские школы станут у нас аграрными.

BG: Сегодня родители при выборе хорошей школы ориентируются прежде всего на ее статус, преимущества в таком случае на стороне лицеев и гимназий. Это устаревший подход? Какими критериями, на ваш взгляд, должны обладать современные школы?

Р.К.: Сейчас слова «гимназия» и «лицей» не обозначают какую-либо направленность обучения и воспитания, не отражают суть образовательной программы и тем более не гарантируют качество образования. Многие школы, имеющие в своем названии слово «гимназия», по результатам ЕГЭ находятся во второй, а то и в третьей сотне школ. Критерии современных школ? Если кратко, то это школы, соответствующие требованиям и ожиданиям и государства, и общества, и родителей, и детей. Это, скажем так, идеальный вариант. Комфортная среда, квалифицированные работники, доброжелательная школьная атмосфера, современное оборудование, дополнительное образование, востребованное детьми, сформированная «мода на учебу». Иначе говоря, это школа, в которой хорошо учиться — это модно.

BG: Традиционно о качестве школ можно судить на основании результатов всероссийских проверочных и ЕГЭ. На каком уровне в крае сегодня эти показатели? Как вы оцениваете прикамские школы по сравнению с другими регионами? Какие предметы необходимо подтянуть?

Р.К.: За последние два года у нас серьезно улучшилось качество результатов ЕГЭ по математике. Мы уже третий год устойчиво увеличиваем итоговые баллы по этому предмету.

Для Пермского края это очень важно. Во-первых, это поднимает рейтинг наших вузов, потому что ребята поступают с высокими баллами ЕГЭ и общий балл становится выше. Во-вторых, хороший уровень знания математики положительно сказывается на подготовке к техническим специальностям. Математика лежит в основе очень многих наук. Чем выше математика, тем выше знания в других науках. По математике нам удалось повысить успеваемость в том числе благодаря проекту «Я люблю математику», который был разработан ведущими математиками и педагогами Пермского края. Цель этого проекта — не только повысить качество математического образования, но и дать возможность старшеклассникам восполнить свои пробелы в знаниях, облегчив изучение этого предмета. В эксперименте участвовало 44 школы, и в этих школах, кроме двух, существенно повысились результаты ЕГЭ. Проект явно работает, поэтому мы решили его продолжить, и не только по математике.

Сейчас мы начинаем новый проект — школьная физика. Учителя физики пройдут курсы повышения квалификации. С ребятами, которые интересуются физикой, будут заниматься дополнительно: проводить лабораторные работы, решать разные задачи. Куратором проекта выступит технический университет. Такой же примерно проект мы разрабатываем по химии, потому что Пермь все-таки химическая столица. У нас очень много производств, завязанных на химии. Поэтому поднять уровень знаний по химии очень важно. В перспективе — иностранный язык. Мы хотим, чтобы иностранный язык у нас был на высоком уровне. Это не значит, что другие предметы должны быть хуже, просто мы делаем акцент и дополнительно тратим интеллектуальные и материальные силы для того, чтобы качество обучения по определенным предметам стало выше.

У нас есть еще один проект, который называется «Образовательный лифт». Этот проект предполагае­т отдельную работу со школами с низкими образовательными результатами, для каждой из которых разрабатывается модель повышения качества образования, проводятся работы с педагогами (повышение квалификации, обмен опытом работы с «сильными» школами, организация сетевого взаимодействия) и с детьми (тренинги, практические и лабораторные занятия, проф­ориентационная работа и так далее).

BG: Как решаете проблему укомплектованности специалистами в отдаленных территориях? Проекты «Мобильный учитель», «Учительские дома» оправдали себя? Какие еще программы действуют в крае для решения «кадрового голода»?

Р.К.: Я бы уже не говорила про «кадровый голод». За последние четыре года доля вакансий в отрасли уменьшилась в четыре раза — с 7,8% до 1,7%. Это произошло благодаря тем проектам, которые были реализованы в крае. С 2010 года у нас в крае работает программа «Учительские дома», когда дом — это начальная школа и квартира для семьи учителей. Несколько лет действует проект «Мобильный учитель», когда педагог приезжает в отдаленные населенные пункты вести уроки, но может проживать в другом районе, также оказался очень востребованным. Эти программы признаны эффективными, и они сохраняются.

Но снижение вакансий произошло в основном за счет крупных городов. В маленьких территориях, маленьких школах проблема все равно осталась. Это сельские территории, моногорода и территория Кизеловского угольного бассейна. Поэтому сейчас врио губернатора региона Максимом Решетниковым поручено для этих территорий разработать особую программу привлечения кадров. Одна из мер — предоставление средств молодым специалистам для приобретения или строительства жилья в той территории, где они будут работать. Таким образом педагоги закрепляются в этой территории: туда переезжает семья, и он должен отработать там не менее пяти лет.

BG: Нехватка специалистов в отдаленных районах — проблема не только образования, но и других отраслей. Не планируете решать проблему совместно с другими министерствами?

Р.К.: По поручению врио губернатора разрабатывается единая программа «Поддержка кадров на селе». Только средствами образования проблему кадров на селе не решить. Люди хотят жить в комфортных условиях, получать качественную медицинскую помощь. Поэтому в рамках комплексной программы будут поддерживаться молодые семьи, которые переезжают на село, педагоги, медики, впервые будут поддерживаться фельдшеры.

Мы проводили исследования, и много раз я уже об этом говорила, это абсолютно точно: дело не только в том, какова у специалиста зарплата и есть ли у него жилье. Он не едет жить в отдаленные территории, потому что там не развита инфраструктура. Нужно обязательно, чтобы все было как в городе: благоустроенное жилье, дороги, насыщенная культурная жизнь, хороший интернет. Таким образом, молодые специалисты не исключаются из жизни.

То, что врио губернатора взял курс на комплексное решение проблем — это всем очевидно, поэтому есть общая программа кадров, программа по строительству дорог, развитие здравоохранения. Мне кажется, что такой системный подход позволит нам гораздо быстрее обеспечить отдаленные территории кадрами.

BG: В Пермском крае уже несколько лет реализуется программа дуального образования — системы, при которой обучение в профессиональном учебном заведении подкрепляется обязательной производственной практикой. Насколько активно будущие работодатели включились в эту программу? Есть ли уже какие-то первые результаты?

Р.К.: Я впервые могу сказать — у меня нет никакого опасения, что предприятия не включатся в эту программу и у нас так и останется всего два-три предприятия, которые участвуют в дуальном образовании. Теперь зачастую инициаторами совместной работы с нашими техникумами и колледжами становятся предприятия. Например, НПО «Искра» работает с Пермским машиностроительным колледжем. Предприятие не только участвует в учебном процессе, но и у себя на площадке создает базовую кафедру «Технология машиностроения», где студенты будут на оборудовании предприятия получать качественное образование. И таких примеров все больше. Если мы называли раньше только «ЛУКОЙЛ», «Протон-ПМ», «Приборостроительную компанию», то сейчас в эту работу включаются многие предприятия края. Они начинают понимать, что гораздо выгоднее вложиться на этапе подготовки кадров, чем потом доучивать и пере­учивать ребят. При дуальном образовании время на доучивание практически нулевое. Если раньше на адаптацию кадров уходило примерно два с половиной года, то сейчас будущие работники получают опыт работы на предприятии, являясь еще студентами техникума или колледжа.

BG: Любое образование и специализация должны быть востребованы на рынке труда. Кто сегодня больше востребован — выпускник техникума или вуза?

Р.К.: Вечный абсолютно спор о том, кого не хватает больше: рабочих или инженеров. Мы говорим с «политехом» — они утверждают, что не хватает инженеров. То, что очень востребованы инженерные кадры, это правда. Но разговариваем с производственниками — они говорят, что страшно не хватает рабочих. Мы просто мало ребят выпускаем сейчас. У нас дефицит выпускников. Нужно больше готовить и инженеров, и специалистов среднего звена, и рабочие кадры. Нам нужны все. Всех нужно больше. Видимо, нужно уже привлекать из других регионов.

Но если мы посмотрим, кого запрашивают на бирже труда предприятия, — это прежде всего рабочие. Рабочие никогда не останутся без работы. Им придется много раз в своей жизни переучиваться вслед за развитием технологий. Но мы тоже научились с этим работать. У нас работают многофункциональные центры прикладных квалификаций, которые обучают очень быстро: за два-три, максимум за шесть месяцев готовят рабочих по любой специальности. У нас таких центров уже 12, и за пятилетку планируем увеличить их число до 20.

BG: Актуальна ли для нашего региона проблема «утечки мозгов»?

Р.К.: Да, для нашего региона такая проблема очень актуальна. Остановить отток талантливых ребят нам помогли дополнительные стипендии студентам, получившим 225 баллов и более в ходе ЕГЭ. Такие студенты получают дополнительные выплаты в размере 5750 руб. Чем выше уровень сдачи экзаменов, чем больше баллов получают наши выпускники, тем легче они поступают в центральные вузы. А центральные вузы тоже стали предлагать различные программы по привлечению талантливых студентов. Поэтому сейчас по поручению врио губернатора мы продумываем систему не только сохранения талантливых ребят в крае, но и их привлечения в вузы из других регионов. Очень много ребят уезжает и после окончания вузов, получив хорошее образование. Поэтому нужно думать о том, как сохранить эти кадры после того, как они получили образование. Это дело не только образования, тут мы опять же все вместе должны разработать систему сохранения талантливых специалистов. У нас в крае уже начала работать система, при которой талантливых ребят прямо со школьной скамьи замечают и сопровождают не только до выпуска из вуза, а даже и после, приглашая работать на предприятия. В ходе учебы в вузе им дают возможность проходить у них практику, стажировку, помогают писать дипломные работы, выплачивают дополнительные стипендии. Очень хороший механизм — целевой набор, или целевое обучение. Это также позволяет заранее сориентировать ребят на работу на определенном предприятии.

Ирина Пелявина

Источник

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!