Время для перемен: персональные, «отраслевые» и социальные сценарии

Khuzin_E_IИнтервью для молодежного портала МЕДВЕД дал Евгений Хузин, экс-руководитель отдела молодежной политики Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Е.Малкова: Евгений, мы рады возможности обсуждать состояние молодежной среды и молодежи как ключевого элемента потенциала развития территорий (страны, региона, города, села) с профессионалами, имеющими реальные экспертные позиции в этой сфере. Вы из их числа, это подтвердит каждый, кто хотя б немного знаком с молодежной политикой в городе Пермь и в регионе. Наш первый вопрос прост: прокомментируйте, пожалуйста, те перемены, процессы, которые происходят сейчас в государственной молодежной политике РФ. Мы имеем в виду утверждение Основ государственной молодежной политики в РФ до 2025г., трансформацию молодежных форумных кампаний, появление новой школьной организации, одобрение заявки на проведение Всемирного молодежного форума в России.

7gNCAsyP8egЕ.Хузин:

Перемены действительно происходят. На мой взгляд, еще 3-4 года назад на федеральном уровне внимание к государственной молодежной политике было эпизодическое и ситуативное. В основном молодежь рассматривалась как объект, силами которого решались политические задачи («пикетирование европейских посольств», троллинг оппозиции и т.п. ). Последние годы точка приложения направлена в более продуктивное русло: появились проекты, связанные с развитием добровольчества (большую роль сыграло проведение в нашей стране Универсиады и зимних Олимпийских игр), программы по патриотическому воспитанию, программы федеральных форумов стали менее политизированными и более содержательными в образовательной части, появились окружные молодежные форумы (Утро, iВолга, Машук, Бирюса и т.д.). В недавно утвержденных Основах государственной молодежной политики в РФ до 2025г. вполне явно прослеживается межведомственный акцент в реализации ГМП. А создание всероссийской школьной организации (при здравом подходе к ее реализации) позволит выстроить воспитательный базис в детской и молодежной среде.

Е.Малкова:

Какие, по вашему мнению, возможности и риски для молодежной политики в целом и в условиях территорий Вы видите в связи с этими процессами?

Е.Хузин:

Риски вполне понятные – это риски менеджмента. В разных руках и разных мозгах автомобиль может как спасти жизнь, так и причинить непоправимые последствия. Я неоднократно наблюдал в различных регионах нашей страны, когда в порыве угодить вышестоящему руководству, подготовить «красивый» отчет или в силу других мотивов менеджеры молодежной политики «веером» записывали в добровольцы в школах, посвящали в «патриоты» и т.п. Поэтому очень важно умело выстроить организационные процессы, опираясь, в том числе, и на те общественные институции и персоналии, которые на протяжении многих лет действительно работали в направлении воспитания и обучения детей и молодежи.

Е.Малкова:

А к какой модели региональной молодежной политики в Пермском крае Вы стремились, став руководителем Отдела молодежной политики Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края? Также интересна Ваша позиция по вопросу связи социально-экономического развития территории (региона, города, района, села) и молодежной политики. Поясните, есть ли эта связь? Насколько она очевидна для лиц, принимающих решения в территориях?

Е.Хузин:

Вот смотрите… В какой-то момент пришло понимание определенных моментов:

- нет «молодежной политики» в отрыве от задач территории;

- реализовывать политику без ресурсов практически невозможно.

Раскрою тезисы. При чтении Стратегии социально-экономического развития Пермского края (СЭР) и планов отделов «молодежек» можно понять, что большинство молодежных мероприятий не связаны с «вызовами» и задачами нашего региона, указанных в СЭР. Отсюда и понятно отношение глав территорий и региона: зачем вкладываться в молодежные проекты, если они не работают на регион и конкретную территорию? Единственный выход из этой ситуации – это взять «молодежнику» и молодежному лидеру ответственность (в измеримых показателях) за решение какого-то из «вызовов» региона/территории, и пусть в десятых долях процента, но изменить ситуацию в сторону улучшения. И, поверьте, это вполне реально.

Для примера: в СЭР в качестве одного из «вызовов» развития региона декларируется сравнительно высокий уровень заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Заглянув в статистику возрастного распределения данной проблемы, мы увидим, что большинство состоящих на учете с диагнозом «наркомания» – это люди до 30 лет. Следовательно, влияя на данную целевую аудиторию, можно менять ситуацию. И поверьте, условные акции «Молодёжь против наркотиков», которые мы так любим проводить и отчитываться ими о проделанной работе, не работают абсолютно (по крайней мере, в сторону улучшения ситуации). А что работает? Работают заместительные технологии – позитивные «адреналиновые зоны» и желательно в шаговой доступности (спортшколы, скейт-парки, уличные тренажеры, баскетбольные площадки, кружки и желательно не только по плетению бисером, но и по уличным танцам, скалолазанию, BMX и т.д.). Работает практика «героизации» успешного земляка через социальные сети, ТВ, ФМ-станции, работает оперативное пресечение сбыта наркотиков (затирать надписи с контактами «закладчиков», блокирование айпишников рассылок в интернете, поимки и «показательные порки» дилеров и т.д.). Уверен, что список действий еще не полный. После этого текста я даже знаю, что ответят те, кто сейчас работает в отделах по делам молодежи: «Как МЫ это все сможем провести и организовать?». Ведь понятно же, что даже десятой доли того, ЧТО НУЖНО делать, никакой отдел по делам молодежи не проведет.

Из этого вытекает второй момент – необходимость ресурсов, и ресурсов, в первую очередь, не финансовых, а административных. Ведь простая декомпиляция вышеуказанных процессов позволяет понять, что в решении этой задачи должны принимать участие отрасли образования, культуры, спорта, массовых коммуникаций, ЖКХ, правоохранительные органы. И в этом случае главным ресурсом становится возможность ставить задачи вышеуказанным отраслям по согласованным действиям в решении вышеуказанной проблемы. Следовательно, логичной выглядит конструкция, когда функции реализации государственной молодежной политики региона закреплены не за каким-либо одним ведомством (культурой, спортом и т.п.), а становятся составляющей внутренней политики региона (администрация губернатора) с возможностью ставить задачи отраслям. К сожалению, но мое мнение и наблюдение заключается в том, что подобная конструкция не удобна многим. Подобно тому, как каждая система стремится к минимуму потенциальной энергии, система власти не «любит» структурных изменений. Ведь очевидно, какие последствия для самой системы это вызовет. Во-первых: действующие отделы по делам молодежи в их привычном понимании (с «копеечными» бюджетами и мероприятиями, которые «привыкли проводить») прекратят свое существование, мероприятия просто разошьются по отраслям («студенческую весну» будет проводить «культура», спортивными субкультурами будет заниматься «спорт», волонтерами в медучреждениях – «здравоохранение»  и т.п.). Во-вторых, ведомства «напрягутся» от того, что будут вынуждены помимо их «традиционных» функций реализовывать хоть и профильные проекты, но требующие дополнительных усилий (в качестве примера могу привести фрагмент беседы с сотрудником краевого минздрава, который меня убеждал, что волонтеров в медучреджении у них нет!!) Круто, да? «Фонд Берегиня» есть, «Театральная неотложка» и «Больничная клоунада» есть, а волонтеров нет. Или еще парадоксальнее ситуация, когда волонтеров на эстафету олимпийского огня готовил не «спорт», а отдел молодежной политики, находясь в ведомстве «культуры». Ну и, конечно, на Администрацию губернатора «упадет» помимо организации всей этой инфраструктуры еще и ответственность за результат очень сложных процессов. Это мы разобрали только одну задачку, а представьте, насколько сложная получится конструкция с реализацией задач по патриотическому воспитанию, по увеличению доли инновационного продукта в структуре ВРП. Но двигаться в эту сторону, я считаю, просто необходимо.

Е. Малкова:

О новых условиях реализации молодежной политики и работы с молодежью в Пермском крае не спросить Вас не можем, особенно в связи с Вашим уходом из Министерства культуры Пермского края. Итак, можете ли поделиться своими прогнозами того, что может происходить дальше в региональном управлении молодежной политики, которая, судя по всему, сегодня подобна неуправляемой лодке?

Е.Хузин:

Сейчас развитие ГМП в регионе проходит точку бифуркации. Уже очевидно, что отрасль культуры «не вывозит» реализацию региональной молодежной политики, и дело даже не в низком уровне менеджмента и понимания задач ГМП руководством отрасли, а все в той же пресловутой «отраслевой деформации» и НЕ-возможности (по объективным причинам) выстраивания эффективного межотраслевого взаимодействия. Для примера: в прошлом году из планов отдела молодежной политики были «убраны» все проекты по популяризации рабочих и инженерных профессий среди молодежи якобы что это не задачи «культуры».

Сейчас очень важно, какое решение по организационной структуре реализации ГМП будет принято. Насколько я понимаю, одним из вариантов рассматривается передача этих функций «образованию». Считаю, что какие-то проекты безусловно будут подняты на новый уровень, но избежать ситуации «отраслевой деформации» и организовать эффективное межотраслевое взаимодействие не получится. Знаете, у писателя Иванова в романе Блудо и МУДО есть прекрасное определение происходящем: «Титанический Точечный Удар (ТТУ). Это когда всё идёт вкривь и вкось, но поправлять и чинить каждую детальку неохота. Требуется «чудо-оружие». Выбирается какое-нибудь левое обстоятельство, которое хоть как-нибудь годится для объяснения причин неудач. По этому обстоятельству и наносится сокрушительный удар всеми имеющимися силами. а) сбрить бороды; б) напасть на Японию; в) расстрелять всех «врагов народа»; г) объявить сухой закон; д) ввести сертификаты в дополнительном образовании. Согласно теории, после Титанического Точечного Удара всё должно наладиться само собой. В худшем случае борьба с последствиями ТТУ отвлечёт от нужд насущных, что тоже уже неплохо». Так вот отдать реализацию ГМП в «образование» – это ТТУ в той части, что решить главную задачу – выстраивание эффективной системы, работающей на интересы региона – не получится.

Е. Малкова:

Евгений, в сложившейся ситуации возможно ли корректировать ситуацию в молодежной  политике региона, не находясь в структуре исполнительной или законодательной власти? Где «форточка возможностей» для молодежной политики и молодежи Прикамья?

Е.Хузин:

Я не только считаю, что можно, но просто уверен, что основные смыслы ГМП рождаются и реализуются общественными институциями. И если есть непреодолимое желание стать субъектом молодежной политики и менять ситуацию в своем поселке, крае, стране в лучшую сторону, то, как вы называете, «форточка возможностей» совсем не во властных коридорах. Возможности в общественных структурах.

Е.Малкова:

Евгений, а можете ли Вы назвать реальных молодежных лидеров в Пермском крае, молодежные команды, сообщества, создающих качественные продукты в контексте ваших представлений о модели молодежной политики и ее «встроенности» в систему решения задач развития региона?

Е.Хузин:

Скорее не лидеров, а команды. Они есть, и дела их заметны и важны в крае. Это и целая палитра добровольческих объединений; безусловно, команда, реализующая Всероссийскую программу «Тетрадка дружбы», это и наши студенческие отряды, это творческие команды (молодежные любительские театры, клуб авторской песни, КВНщики). Список, конечно же, неполный.

Е.Малкова:

Поделитесь, пожалуйста, с подписчиками портала МЕДВЕД своими профессиональными планами, ведь многие «молодые» и «взрослые» из тех, кто работал с Вами,  уверены, что Ваше профессиональное и гражданское участие не должно быть потеряно для молодежной политики Пермского края.

Е.Хузин:

Планы мои не сильно поменялись от «точки сидения», я по-прежнему принимаю участие в подготовке и реализации интересных и, как я считаю, важных социальных проектов. По мере возможности помогал проведению форума «Доброволец России», продолжаю сотрудничество с Пермским краевым центром военно-патриотического воспитания, стал более тесно работать с Пермским скаутским центром, с которым меня связывает почти 20-летняя деятельность. Наконец-то, я доделал свою мастерскую, в которой совместно с Пермским центром развития добровольчества планируем наладить производство тренажеров для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В общем, деятельности хватает. Обидно, конечно, что не получилось выстроить понимание с Министерством культуры Пермского края по подходам к реализации ГМП в регионе, но я очень надеюсь, что те наработки и проекты, которые удалось «запустить» на региональном уровне, не пропадут.

Е.Малкова:

Ну и в завершение нашего разговора, Евгений, посоветуйте,  пожалуйста, молодым людям, живущим в Пермском крае, на что важно ориентироваться, планируя свой жизненный сценарий.

Е.Хузин:

Вот совсем не хочется давать каких-то наставлений, но скажу, как чувствую это я – в любом деле важно понимать, что все, что есть вокруг тебя, все, что делаешь ты, что сделано до тебя – это ВСЕ ТВОЕ. Твое – со всеми успехами и поражениями, твое – с прошлым и будущим, с «вызовами» и возможностями. И только когда ЭТО поймешь, появляются любовь, мечты, ответственность, команда – появляется все, что хочешь!

Е.Малкова: Евгений, всей командой «МЕДВЕД» искренне желаем Вам успехов!

 

 

Елена Малкова

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!