Волонтер – как социальный наставник

В рамках Единого дня профессионального самоопределения молодежи, мы бы хотели рассказать вам о социальном волонтерстве – как об одном из способов самоопределения молодежи.

Наставничество — это не тенденция моды или инновация, а достаточно традиционный метод обучения. Его еще с древних времен использовали ремесленники: молодые подмастерья, работая рядом с мастером, изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, примеров его применения особенно много на производственных предприятиях. Причем чем крупнее производство, тем выше вероятность того, что система наставничества существует с незапамятных времен или была возрождена.

Наставничество также развито и в социальной сфере. В последние годы активно развивается такое направление волонтерской деятельности как социальное наставничество. Актуальность наставничества объясняется большим количеством потенциальных подопечных, людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), нуждающихся в помощи и поддержке. У многих людей помощи со стороны близких родственников не оказывается, и такую помощь им могут оказать добровольцы. Можно сказать, что социальное наставничество является одним из направлений социальной работы. Для того, чтобы наставническая деятельность была эффективной и давала результаты, она должна быть организована.  Необходима система, в рамках которой, волонтеры - социальные наставники получат возможность выполнять свою работу эффективно, без помех и приемлемо для всех.

Наставничество  –  сложный процесс, оно может рассматриваться как способ:
− строить социальные отношения;
− получать новые навыки;
− найти поддержку и друзей;
− почувствовать себя способным что-то совершить.

Принципы наставничества:

  1. Личностный подход к человеку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
    2. Системность – необходимость всестороннего анализа проблемы трудной жизненной ситуации человека и применение системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
    3. Вера в человека, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «помоги себе сам».
    4. Объективность подхода к человеку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности человека, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.
    5. Коммуникативность – способность к быстрому и оперативному общению.
    6. Неразглашение конфиденциальной информации о человеке.
    7. Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая возможность каждому быть созидателем.

Волонтер - социальный наставник сопровождает любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Не каждый человек способен исполнять такую роль – часто достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную. Основным критерием, по которому можно понять, сможет ли человек быть наставником, является мотивированность его на выполнение социально значимой деятельности.

Люди, стремящиеся стать наставниками, могут иметь различные мотивы наставнической деятельности. Вот некоторые из них:
− альтруизм, то есть желание бескорыстно «делать добро»;
− компенсация отсутствия чего-либо в личной жизни наставника;
− возможность приобрести и осмыслить собственный опыт;
− реализация потребности иметь цель в жизни и место в обществе;
− приобретение практического навыка взаимодействия с разными людьми.

Социальное наставничество и волонтерство сегодня – это активно развивающиеся тенденции молодежной политики. Благодаря волонтерам-наставникам развивается добровольчество и такие ценности как альтруизм и бескорыстный труд.  Во многих развитых странах мира волонтерство считается важнейшим элементом социально ориентированного общества.

Источник.

#мояпрофессия #профессиональныйвыбор #Росмолодежь

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!