Рецензия на постановку «Две стрелы»
Почти месяц назад состоялась премьера постановки «Две стрелы» на сцене театра «У моста» (режиссер — Сергей Федотов) по одноименной пьесе Александра Володина. Театр "У Моста" посетил корреспондент портала Медвед Дмитрий Мерзляков.
Один из первых показов пьесы в театре «У моста» состоялся в далеком 1998 году. Тогда постановка сыскала у зрителей лишь положительные отклики. И вот «Две стрелы» вновь на сцене театра «У моста». Как отметил режиссер, в этот знаменательный вечер впервые практически в полном составе была задействована актерская труппа, на сцене сложен настоящий костер, а мясо, которое будут есть актёры, тоже настоящее.
Зал был полон. Люди с нетерпением рассматривали сцену: в центре был сложен костер, от которого то и дело отскакивали редкие искры, над ним возвышался большой глиняный котел, а чуть поодаль стоял деревянный трон. По залу разносились приятный запах дыма и посвистывание птиц. Мостовская сцена будто окно в доисторический мир завораживала своей реалистичностью, призывала заглянуть в бытующую реальность того времени. Здесь нет мобильников, машин и интерната, нет жилых кварталов и офисов, даже имен и фамилий, только прозвища и община.
Только послушайте этот свирепый вой! Неожиданно из ниоткуда выскочили сразу несколько десятков дикарей! Это пещерное племя: еще не цивилизованное общество, но уже не животная стая. Каждое движение, показавшееся чудаковатым современному человеку, типичные для него метафоры и словесные обороты становятся целыми событиями для древних людей. Их пластика движений, гортанные голоса, медленная речь моментально погружают в каменный век, на свой манер воссозданный Сергеем Федотовым.
Зритель застает племя за трапезой, как вдруг кто-то закричал: «Скорпионы убили Длинного!» Кажется, что сюжет довольно незатейлив: за день до большой сходки со Скорпионами найден мертвым соплеменник по имени Длинный, почерк убийства соответствует соседнему роду. Логично спросить: «в чем же здесь загадка?». Не все так просто. Оказывается, что стрелы, которыми был убит Длинный, принадлежат одному из жителей древней общины, и в убийстве племя подозревает своего же сородича, Ушастого. В начатое разбирательство в ходе сюжета втягиваются Вдова, Черепашка, Долгоносик, Человек Боя и другие герои пьесы, которые внесли свою лепту в расследование. Пьесу не просто так прозвали «детектив каменного века», главному герою предстоит разобраться не только в том, в чем его оклеветали, но и найти виновного.
Однако пьеса не ограничивается одним лишь «расследованием дела», каждый сможет найти что-то для себя: здесь и драма, и комедия, и детектив, жанры органично переплетены, что не создается ощущения разорванности. Но куда более важна философия произведения: каждый герой как отдельный прототип существующих в нашем современном обществе людей сосуществует в этом маленьком обществе. Эта история бесхитростного интеллигента Ушастого, его любимой Черепашки, его друга и предателя Долгоносика, мудрого Главы рода, коварного Человека Боя, показывает, что зависть и честность, предательство и великодушие, подлость и благородство зародились задолго до появления цивилизации, что одна пущенная в спину стрела порождает множество других, и покоя и порядка «не будет больше!».
За время всего спектакля я ни разу не усомнился в том, что вижу именно первобытных людей, а не актеров, играющих свои роли. Наблюдая за Ушастым и Черепашкой, я почувствовал себя шпионом, подглядывающим за ними из- кустов. Их история истинной любви кажется притягательной и непонятной, они только пытаются найти слова для объяснения своих чувств, а не используют готовые штампы, накопленные за века. Движения Черепашки не имеют той грации, легкости, которыми обладают современные дамы. Ее ласка чисто интуитивна, жесткая и далеко не женственная. Но вместе с тем реальная.
Там все реальное! Невозможно было оторвать глаз от с одной стороны комичной, а с другой – корыстной Вдовы, трусливого маленького Долгоносика и поистине обаятельного Ходока. В сильном и волевом Человеке Боя каждый видел воина, свирепого и вселяющего страх, а в Главе рода мудрого старца, главу театрального племени. Все актеры всецело передают реалию мира, прописанного Александром Володиным, от звуков и криков до жестикуляций и движений.
«Две стрелы» – удивительная и жесткая постановка на сцене театра «У моста». Она не могла оставить равнодушных зрителей. Когда весь актерский состав выходил на поклон, зал стоя одаривал их овациями. Никому не хотелось отпускать этот странный, чудаковатый, но вместе с тем настолько реальный мир.
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!