Молодежное лидерство: потребность или утопия?

«Лидерство начинается с личных качеств лидера.» Хесселбайн Ф.
«Мы богаты товарами, но бедны духом!» Ричард Никсон.

В настоящее время в России нет сложившейся и успешно воспроизводимой системы ценностей или общей (разделяемой всеми) идеи, способной объединить общество. С уверенностью можно сказать, что Россия нуждается в новой стратегии развития, новой национальной идее, которая сможет заменить старую коммунистическую идеологию и заполнить «белые пятна» в сознании людей. Особенно важно, чтобы такая идея смогла помочь молодым людям заложить ценностный фундамент личности и сориентировать их в нестабильной политической и экономической ситуации. Но откуда ценности появляются в обществе? Одним из механизмов развертывания ценностей является взращивание лидера, который сможет донести его идеи и ценности до масс.

Отмечается постоянная высокая потребность общества и отдельных социальных организаций в поиске и отборе успешных лидеров. Сегодня особая роль уделяется становлению и развитию именно молодежных лидеров, так как молодежь занимает достаточно высокий удельный вес в совокупном населении страны и роль ее в развитии страны в будущем будет только возрастать (особенно в условиях «старения» населения). Сегодня молодежь РФ – это 35,2 миллионов молодых граждан, 24,5 % от общей численности населения страны. В Пермском крае на 2012 г. было зарегистрировано 665 тыс. молодых людей, что составляло 24,8% населения края, в 2025 г. в Пермском крае ожидается снижение доли молодежи до 19,0%. В целом особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах – 23-28 лет – от 35 до 50% (на основе Аналитического доклада РАНХиГС «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», Москва, 2013 г.).

Развитие молодежного лидерства во многом обусловлено высокой конкуренцией не только на региональном и национальном рынках труда и занятости, но и на мировом политическом и экономическом рынке, необходимостью обеспечить достойное качество жизни гражданам страны и будущим поколениям. В связи с этим задача формирования нового молодого лидера стала особенно важна для общества.

122Надо признать, что политическая и общественная активность современной российской молодежи является довольно невысокой, особенно в сравнении со старшим поколением. Так, по результатам исследования, проводимого Институтом социологии РАН совместно с представительством фонда имени Фридриха Эберта в РФ, выяснилось следующее:

  • почти каждый второй опрошенный молодой россиянин (49%) за последние годы не участвовал в общественно-политической жизни страны, региона, города;
  • более половины опрошенных (51%) ничего не знают о деятельности молодежных общественно-политических организаций;
  • только 18% о них слышали;
  • еще 30% затруднились с ответом.

Кроме того, ни молодежные организации, ни взрослые политические партии не выглядят в глазах большинства молодых россиян тем «социальным лифтом», который позволил бы им реализовать себя. На прямо поставленный вопрос: «Хотелось ли Вам стать членом какой-либо политической партии или молодежной политической организации?»

  • 9% опрошенных дали положительный ответ;
  • подавляющее большинство (70%) категорически отказалось;
  • лишь около 2% заявили, что они уже являются членами подобных организаций. (http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10705)

123Помимо того, что большинство молодых людей имеют низкий уровень общественной активности, данная группа и общество в целом имеют противоречивые представления о молодежи и их роли в социальной, экономической, политической, духовной сферах. Лариса Паутова (Директор проектов Фонда Общественного мнения), анализируя результаты различных исследований, помогает нам увидеть некоторые «казусы» таких установок:

  • 49% респондентов чаще называют негативные качества молодежи;
  • лишь 36% - положительные.

В новом поколении респондентам не нравятся:

- наглость, невоспитанность (12%);
- безответственность, меркантильность, лень (по 5%);
- безнравственность (4%) и т.д.

Среди позитивных качеств называют:

- «продвинутость», владение современными технологиями (12%);
- информированность (10%);
- независимость, уверенность (10%);
- активность, целеустремленность (4%).

Также, по мнению почти половины респондентов (47%), современная молодежь не любит работать, «работает плохо». Об этом нередко сообщают даже сами респонденты в возрасте 18–30 лет (38%). (Вся правда о современном поколении)

Двойственный характер реакций прослеживается и в контексте патриотических ценностей. Почти две трети молодых людей (61%) считают себя патриотами. При этом у молодых чаще, чем у старших поколений, встречаются мнения, что патриот может любить зарубежную литературу больше отечественной или же избегать службы в армии. Интересно также, что две трети молодых респондентов убеждены: патриотом не может быть человек, не знающий истории своей страны (68%).

Но новые данные свидетельствуют о скромных познаниях молодежи в истории:

- 41% молодых людей не смогли ответить, с кем Россия воевала в 1812 году,

- 72% – назвать год окончания Первой мировой войны. (http://fom.ru/blogs/11747)

Важно отметить, что тема патриотических ценностей в структуре ценностных ориентаций молодежного лидерства НЕ-проходная, как и с точки зрения государственной молодежной политики (ГМП) в Российской Федерации. Патриотическое воспитание молодежи – один из ключевых приоритетов ГМП, а ключевым оператором государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является Федеральное агентство по делам молодежи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).

Результаты других независимых исследований говорят о том, что около 20% выпускников ведущих вузов Москвы остро критически относятся к стране вообще (не только и не столько к власти – а именно к стране в целом), из них 7% - совершенно не рассматривают свое профессиональное будущее в работе в стране. Очевидно, какое-то количество из них покидает Россию, даже не поработав в ней (по разным оценкам – до 4 тыс. в год). (см. стр. 108-123 на http://rosnation.ru/wp-content/uploads )

Причину сложившийся ситуации мы видим в отсутствии эффективных лидеров и системы ценностей. Без понимания ценностей современного общества, сегодняшней молодежи, наверное, будет неправильно сразу говорить о лидерстве в молодежной среде и фактически невозможно определять технологии «выращивания» молодежного лидерства. Именно здесь кроется связь с вопросом «ЗАЧЕМ нужно молодежное лидерство современному обществу?».

Под ценностью мы понимаем «…такое всеобщее, которое выполняет роль регулятора в деятельности людей, формирует структуру личности. Она служит определенным общественным эталоном, критерием измерения человеческих действий» (Коршунов А.М. Диалектика социального познания / А.М. Коршунов, В.В. Мантатов. — М., 1988, C.271). Ни одна социальная группа не может существовать без определенных ценностей, а создает или «собирает» и транслирует эти ценности лидер. Причем важно понимать, что подлинное лидерство не приходит извне, оно идет изнутри. Единственный способ, с помощью которого можно завладеть доверием своих последователей, – это необходимость развивать своего внутреннего лидера и личные ценности, которые, несомненно, должны отражать и структуры социальных ценностей.

4_rhqdofxwy
Пол Эйткен

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba1Мастерство лидера приходит с верой в себя, а развитие себя как лидера начинается с осознания своих ключевых убеждений, ценностей. Все это необходимо и для того, чтобы демонстрировать гармоничного лидера, лидера, у которого слова и поступки согласуются друг с другом и очевидны социально-ориентированные установки. Об этом говорит и Пол Эйткен - британский коуч, партнер философско-социологического факультета Пермского университета: он выделяет 3 кластера ценностей, где третий – это ориентация на социальное благополучие, на создание окружения, «экологичность» лидерства и способность взять на себя ответственность.

Определение собственных ценностных ориентиров для лидера еще и означает нахождение отправной точки для осознанного определения своих стратегии и тактик, формирования команды, выбора проектов и инструментов их реализации, стиля лидерства, миссии.

В данной работе мы хотим показать, что ценности выступают фундаментом лидерства, а лидерство – проводник ценностей в обществе, они взаимодополняют друг друга, они не существуют в отдельных мирах, а напротив, обеспечивают устойчивое развитие всей общественной системы. Молодежное лидерство до сих пор остается острым, открытым и малоизученным вопросом. Проблема формирования лидера и его ценностей чаще всего исследуется во взрослом сформированном коллективе, в различных бизнес-структурах, в то время как молодежное лидерство  имеет столь же большое значение.

В связи с этим перед молодежной политикой государства стоит важная задача выделения лидерской элиты и ее воспитания. Вопрос: на каких ценностных основаниях и каким способами мы должны формировать молодежное лидерство, чтоб обеспечить своей стране достойное будущее?

Приложение: Молодежь России 2000- 2025. Развитие человеческого капитала

Материал подготовлен Юнусовой Адилей Радиковной, магистрантом 1 курса направления «Организация работы с молодежью»» философско-социологического факультета ПГНИУ

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!