Дмитрий Сапегин: молодежь – часть человеческого ресурса, которая работает на будущее
Первое интервью в экспертной рубрике портала. Все, о чём Вы знали и не знали о молодёжной политике в Пермском крае.
Знакомьтесь, уважаемые читатели, Дмитрий Евгеньевич Сапегин.
В 1984 г. окончил Пермский Политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика» (Управление в технических системах). Работал в Пермском агрегатно-конструкторском бюро. С 1991 г. – генеральный директор ЗАО «ОРВИНИТ» (Организация внедрения информационных и интеллектуальных технологий). Сфера деятельности предприятия – социальные, маркетинговые и Интернет-проекты, консалтинг по продвижению, различные виды брендинга.
Д.Е. Сапегин – организатор и руководитель внушительного количества проблемно-практических семинаров; участник и организатор многочисленных круглых столов, дискуссий, семинаров и мастер-классов по направлениям: развитие мышления, командообразование, активность молодежи, кадровая политика. Отдельно стоит отметить, что Дмитрий Евгеньевич – автор программы «Молодежь Прикамья – 2002-2005», которая была принята законом Пермского края. А еще в период с 2006 по 2009 гг. Дмитрий Евгеньевич – Советник Главного федерального инспектора по Пермскому краю по молодежной политике. И это только малая часть информации в подтверждение экспертного статуса нашего гостя.
Совершенно очевидно, что именно Дмитрий Евгеньевич знает о молодежной политике и как методолог, и как технолог. В связи с этим, наше интервью призвано поднять тему ключевых смыслов и принципов в моделировании молодежной политики, в реализации молодежной работы. Кстати сказать, что у Дмитрия Евгеньевича есть ЖЖ http://dedin.livejournal.com/ , где вы сможете ознакомиться с его экспертным мнением дополнительно.
- Дмитрий Евгеньевич, как давно и почему Вы «связаны» с тематикой молодежной политики?
Время менялось, менялся возраст, соответственно менялись сферы приложения моей активности – собственно участие, организация мероприятий, социотехника, законодательное творчество, организация процессов в регионе и в России, аналитика, книга, преподавание… Далее, наверное, уже медитация и постижение сути… Вопрос «почему» уместен в контексте «почему не оставил?». Полагаю, что в период, когда все неустойчиво, даже малые воздействия могут изменить многое. А учитывая, что в сфере молодежной политики крайне мало людей, которые могут уверенно отвечать на базовые вопросы, то наличие собственной непротиворечивой конструкции дает возможность удерживать планку федерального эксперта в этой теме.
- Очевидно, что Ваше экспертное участие в реализации молодежной политики в Пермском крае очень ценно для тех, кто сегодня будет этим заниматься «по долгу службы» и занимается «по зову сердца». Назовите, пожалуйста, ключевые, на ваш взгляд, «точки сборки» государственной молодежной политики как таковой.
Ну, давайте. Если вы уверены, что вам нужны эти «точки сборки». Иногда лучше не знать. Далее – без объяснений.
Молодежь – стратегическая составляющая человеческого ресурса. Если есть качественная государственная молодежная политика (далее – ГМП), есть и качественный человеческий ресурс.
Молодежь – это не возраст. Возраст – следствие. Молодежь – это состояние человека, когда он уже, по внутреннему ощущению, покинул Семью 1 (папа, мама, Я) и ещё не создал Семью 2 (Я, супруг, ребенок). На переходе из Семьи 1 в Семью 2 молодой человек обязан получить конечный список социальных компетенций и идентификаций. Иначе это происходит в Семье 2, разрушая ее устойчивость. Задача ГМП – вменение конечного перечня социальных компетенций и идентификаций в период перехода из Семьи 1 в Семью 2 (а не «шарики-фонарики» и «все хорошее вместо всего плохого»).
Сегодняшние войны – войны за идентификацию; за её разрушение и присвоение. Следовательно, ГМП должна быть инструментом мобилизации молодежи через присвоение и удержание идентификации.
Патриотизм в государственной политике должен быть активизацией действия.
Активизация красивых форм бездействия (хочу, могу, люблю, должен) за государственный счет практически бессмысленна. Опора на «патриотизм прошлого» для молодежи менее эффективна, чем «патриотизм будущего» , который на сегодня практически отсутствует. ГМП – это политика. В данном случае «политика» – это сознательное выстраивание социальных процессов в молодежной среде под картинку |желаемого| будущего. Нет картинки будущего – нет политики.
Ведомство, которое управляет ГМП, эффективно только как внеотраслевое . Молодежь – социальная группа, которая движется по жизни относительно Семьи, которая представляет собой внеотраслевое понятие. Таким образом, все сегодняшние попытки «пристроить» управление ГМП в отраслевые ведомства – в образование или в культуру – неэффективны по определению. На уровне регионов постановка задач и контроль исполнения ГМП должны производиться из аппарата Губернатора, а бюджеты ГМП должны находиться в министерствах образования, культуры, здравоохранения, безопасности и территориального развития (по регионам возможны и иные названия). На уровне Федерации должна работать аналогичная схема.
Необходимы защищенные статьи в муниципалитетах по государственным приоритетам для единовременного и системного решения задач на территории страны. Сегодня ГМП заканчивается на уровне региона. Государственные средства на ГМП с поставленными задачами доходят только до региональных бюджетов. Финансирование проектов в городах и территориях в массе своей не завязаны на стратегические задачи государства. Как следствие, в муниципалитетах (даже миллионных городов) ГМП как система сегодня отсутствует по определению.
Предмет ГМП – не |собственно| политика. Предмет ГМП – проекты молодежи, которые дают результаты (перечень первичных социальных компетенций): инновации, волонтерство, среда. Вторичны проекты управления конкретными результатами: молодежные парламенты, школы депутатов, молодежные отделения партий. Сегодняшний приоритет проектов управления порождает беспредметность и имитации.
- Какие задачи в работе с молодежью и в управлении молодежной политикой имеют характер «горячих»?
Уже сказал. В управлении это наличие самой государственной молодежной политики как системы. В работе молодежью это формирование приоритетов будущего, описание его картины, помощь в выборе жизненных сценариев.
- Какие подходы к управлению и реализации государственной молодежной политики должны войти в учебники по менеджменту в молодежной политике или экономическим основам работы с молодежью?
Молодежь – это часть человеческого ресурса. У государства должна быть политика в отношении него. Если люди – это ресурс, то надо детально понимать, для чего этот ресурс используется, как с этим ресурсом работать и как он оборачивается. Если речь о молодежи, то эта часть ресурса работает на будущее. Отсюда должен быть ответ на вопрос – «на какое будущее?». И этот ответ определяет большинство механизмов работы с молодежью. Кроме того, в меняющемся мире масса знаний устаревает прямо на глазах. Отсюда очевидно, что для того, чтобы ориентироваться в нем, надо давать не пропагандистские и не спекулятивные ответы для молодежи на вопросы, которые чертят траекторию жизни. Вот перечень этих вопросов:
- Что такое любовь?
- Что такое честь?
- Что такое долг?
- Что такое деньги?
- Что такое власть?
- Можно ли жить свою жизнь, а не чужую?
- Зачем нужно покупать квартиру?
- Зачем учиться в вузе?
- Как устроено государство? Можно ли в нем честно работать?
- Зачем нужны дети?
- Зачем нужно нормально питаться?
- Что такое успех?
- Что такое счастье?
- Какая у меня миссия?
- Что такое смерть?
- Что такое война? За что можно умереть?
- Что такое пропаганда?
- Что в истории повторяется?
- Почему люди уезжают из края и из России?
- Почему люди возвращаются в Пермь из-за границы?
- Что в Перми такого, чего нет в мире?
- Можно ли отставить след в мировой истории?
- Как узнать, чего хочешь?
- А есть ли специфические черты у региональной молодежной политики в Пермском крае?
Я уже говорил, что политики в принципе нет. Но и у того, что принято называть ГМП, сегодня таких черт нет. После ухода из Правительства Евгения Хузина.
- Кто, по вашему мнению, может или должен стать «локомотивом» – командой драйверов молодежной политики в Пермском крае? Есть ли такие персонажи или даже команды в профессиональной и молодежной средах региона?
Пример. Для того, чтобы Израиль из страны – экспортера мандаринов стал инновационным раем, было достаточно успехов группы школьников, которые изобрели ICQ и заработали за короткое время более 300 млн. долларов.
Пример. Девятилетняя девочка Рэйчел Бэквис стала мировым символом милосердия, спасения жителей Африки от нехватки воды.
Пример. В Улан-Уде группа молодых людей построила поселок под девизом «молодой семье дом за миллион».
Поищите сами в Интернете. Тот, кто хочет делать, ищет средства, а не ждет обстоятельств. Ищет возможности, а не причины для оправдания. Для того, чтобы стать локомотивом, надо просто решить, что ты – этот локомотив и есть. И тогда не нужно будет спрашивать экспертов. Тогда сразу видно, где локомотив. А вот для того, чтобы совершать институциональные изменения, надо знать, какими механизмами они реально запускаются. Если есть желание что-то менять на уровне управления, особенно федерального, то надо разбираться, как это управление работает. Причем на старте надо понимать, что, начав разбираться, рискуешь стать частью этой несовершенной машины, с массой причин на это.
- Дмитрий Евгеньевич, какому жизненному правилу вы следуете?
Если надо назвать одно, то никакому. Пытаюсь создавать правила, которым будут следовать другие.
- Что вы посоветуете молодому жителю Пермского края, желающему быть современным и своевременным, успешным и полезным обществу?
Чтобы быть современным, надо видеть будущее. Тогда, готовясь к нему сегодня, всегда будешь в него попадать.
Чтобы быть своевременным, надо видеть ситуации, уметь их создавать и ими управлять. Это специальный навык, которому надо учиться тем, кто хочет отвечать более, чем за себя одного.
Чтобы быть успешным, надо понимать, ЧТО ты считаешь успехом. Успех может быть очень разный – об этом забывают те, кто меряют жизнь «присвоенным себе». Для контраста напомню, что есть счастливые люди, с мировой известностью, которые построили жизнь на том, чтобы «отдавать другим».
Чтобы быть полезным обществу, надо понимать, каков критерий твоей полезности. Общество может не знать о том, что ты принес ему пользу. Ну и неплохо понимать, что конкретно ты имеешь в виду под «обществом», когда собираешься приносить ему пользу.
…Ну, и еще. Жизнь бывает длинной. И лучшее в ней – это не предметы и статусы, а отношения людей. Их строительство по жизни приводит к постройке большого и красивого дома взаимоотношений, в котором хорошо тебе, твоим друзьям, близким и партнерам.
Елена Малкова
Корректор: Софья Гилёва
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!