«Корпус общественных наблюдателей» как инструмент молодёжного общественного контроля за процедурой проведения ГИА
ЕГЭ, или Единый государственный экзамен, – три слова, вселяющие страх и ужас во многих школьников, их родителей и даже учителей.
Сколько нелепых баек и пугающих историй ходит вокруг этого, казалось бы уже привычного, явления, которое ожидает каждого современного одиннадцатиклассника. И тем не менее, вопрос о том, как проходит государственная итоговая аттестация для выпускников школ, какие нововведения из года в год «придумывает» Рособрнадзор (или Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ) и как сделать так, чтобы при всём при этом не были нарушены права самих школьников, остаётся актуальным до сих пор.
Каждый год десятки тысяч школьников сдают ЕГЭ с целью поступления в ВУЗы. Однако, несмотря на то, что практика проведения экзамена для российской действительности уже не нова, каждый июнь мы сталкиваемся с многочисленными фактами нарушения порядка его проведения. Так, в 2015 г. было выявлено 5853 нарушений, что более чем в 1,5 раза больше, чем за предыдущий экзаменационный период.
Среди наиболее часто совершаемых нарушений можно выделить следующие группы:
– нарушения требований к подготовке ППЭ (пунктов проведения экзаменов): в 2014 г. – 1178, в 2015 г. – 1607;
– нарушение должностных инструкций организаторами: в 2014 г. – 835, в 2015 г. – 1507;
– нарушения порядка проведения ГИА участниками ГИА: в 2014 г. – 830, в 2015 г. – 1487 (по данным ФГБУ «Федеральный центр тестирования» за 2015 г.);
– другие виды нарушений.
Вопреки всеобщему мнению, большая часть из выявленных нарушений совершается организаторами экзаменов в пунктах их проведения, а не участниками. Хотя на долю последних также приходится немалый процент.
Возникает закономерный вопрос: как сделать так, чтобы подобных нарушений не возникало? Как обеспечить соблюдение прав и свобод сдающих экзамен? Как добиться того, чтобы экзамены сдавались честно, без списывания, договорённостей и прочих ухищрений, на которые идут некоторые нерадивые ученики и преподаватели? Ответ довольно прост – необходимо ввести в процедуру проведения Государственной итоговой аттестации такой механизм, который, с одной стороны, был бы независим, т.е. не принадлежал бы к системе государственной или муниципальной власти, а с другой – был бы заинтересован в совершенствовании системы образования РФ. Таким механизмом на сегодняшний день является общественный контроль, а именно – система общественного мониторинга за процедурой проведения ГИА, осуществляемая общероссийской общественной организацией «Российский союз молодёжи».
Молодёжное участие в реализации системы общественного мониторинга продуктивно в нескольких аспектах. Во-первых, важно интегрировать молодёжь с активной гражданской позицией в процедуры общественного контроля, демонстрировать возможность «адекватного» молодежного участия в этом как общественности, так и самой молодёжи, что также может способствовать воспитанию гражданской позиции у молодых людей. Во-вторых, студенты – это вчерашние школьники, и им проще включиться в подготовку и проведение процедуры общественного контроля. В-третьих, их присутствие в школьной аудитории скорее вызовет у школьников чувство комфорта, чем страха (в отличие от очень «взрослых» людей).
Что же такое «общественный контроль»?
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», под общественным контролем понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».
Иными словами, общественный контроль – это гражданская инициатива, направленная на обеспечение режима законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных организаций, соблюдения ими конституционных прав и свобод человека и гражданина, пресечение фактов злоупотребления властными полномочиями (см. Семелева Е.Ю. Сущность общественного контроля и его влияние на функционирование государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jurvestnik.psu.ru). Проще говоря, это контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемый гражданами по собственной инициативе.
Общественный контроль – деятельность, осуществляемая гражданами добровольно. Она не может быть навязана извне, а также никто не должен препятствовать реализации права человека на участие в осуществлении общественного контроля (см. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принят Государственной Думой 4 июля 2014 г., одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 г.). Как ни парадоксально, но в современной России все, казалось бы, общественные инициативы исходят сверху, а не снизу, т.е. инициируются самой властью. То же касается и общественного контроля. Так, закон об общественном контроле был разработан по указу Президента РФ, а не по предложению депутатов, которые являются представителями народа. Данный закон закрепляет базовые положения, касающиеся осуществления общественного контроля гражданами нашей страны (см. Гаганов А. Общественный контроль в России // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/).
Согласно российскому законодательству, участвовать в осуществлении общественного контроля могут граждане РФ как лично, так и в составе общественных объединений или негосударственных некоммерческих организаций. Примером может служить всероссийский проект «Корпус общественных наблюдателей», реализуемый «Российским союзом молодёжи», речь о котором пойдёт ниже.
Общественный контроль осуществляется в целях обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечения учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан при принятии решений органами государственной власти; а также для того, чтобы дать общественную оценку их деятельности.
Кроме того, общественный контроль призван решать ряд принципиально важных задач, таких, как формирование и развитие гражданского правосознания; повышение уровня доверия граждан к деятельности государства; содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принят Государственной Думой 4 июля 2014 г., одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 г.). Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что общественный контроль является важнейшим инструментом обратной связи для органов государственной власти, благодаря которому они получают информацию о фактическом положении дел на местах, о выполнении решений.
Говоря об общественном контроле, не можем не сказать, в каких формах он может осуществляться. Согласно российскому законодательству, это могут быть следующие формы: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения и публичные слушания. Перечень форм остаётся открытым. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет основные положения, характерные для каждой из перечисленных форм общественного контроля. Тем не менее, в данной статье мы остановимся лишь на первой, представляющей для нас наибольший интерес, т.е. на общественном мониторинге.
Общественный мониторинг – это постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Организаторами общественного мониторинга могут выступать как общественные палаты различных уровней, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, так и общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации. По результатам общественного мониторинга должен быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления, дабы оценить реальное положение дел на местах и принять соответствующие меры (см. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принят Государственной Думой 4 июля 2014 г., одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 г.).
Хорошим примером работы системы общественного мониторинга может служить всероссийский проект «Корпус общественных наблюдателей». Данный проект, как и закон об общественном контроле, был инициирован сверху, т.е. разработан по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ в 2014 г. Как было отмечено ранее, проект реализуется общероссийской общественной организацией «Российский союз молодёжи», которая является не государственной структурой, а формой самоорганизации граждан. Цели проекта – обеспечение соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации и повышение объективности и прозрачности экзаменационных процедур.
К работе Корпуса привлекаются преимущественно студенты российских вузов, которые в экзаменационный период выступают в качестве федеральных общественных наблюдателей. Все участники проекта проходят обязательное специализированное обучение, благодаря которому их можно с полной уверенностью назвать экспертами по мониторингу проведения государственной итоговой аттестации. В период проведения ГИА обученные и аккредитованные федеральные общественные наблюдатели выходят на пункты проведения экзаменов (далее ППЭ) и осуществляют мониторинг за деятельностью организаторов и участников ЕГЭ. Каждый федеральный общественный наблюдатель по результатам своей деятельности заполняет отчётную документацию и отправляет её своему региональному координатору, после чего, пройдя все ступени, данные поступают в Рособрнадзор.
Начиная с 2014 года, Корпус хорошо себя зарекомендовал как перед общественностью, так и перед органами исполнительной власти. Благодаря ответственной работе федеральных общественных наблюдателей количество зафиксированных нарушений значительно выросло.
Если в 2014 г. их было 3539, в 2015 г. – 5853, то в 2016 г. их количество достигло отметки в 7668.
Среди наиболее часто совершаемых нарушений можно выделить следующие: наличие средств связи у участников и организаторов ЕГЭ; перемещение участников ЕГЭ по ППЭ без сопровождения; оказание содействия участникам ЕГЭ работниками ППЭ; допуск участников ЕГЭ, работников ППЭ, членов Государственной экзаменационной комиссии в ППЭ без проверки документов, удостоверяющих их личность; вынос из аудиторий и ППЭ экзаменационных материалов на бумажных и электронных носителях и многие другие. Также можно выделить категории лиц, со стороны которых было совершено наибольшее количество нарушений.
Так, на долю участников ЕГЭ в 2016 г. приходится 2328 нарушений, на долю организаторов ППЭ – 2319, на долю руководителей ППЭ – 1753 (По данным ФГБУ «Федеральный центр тестирования» за 2016 г.).
Следует отметить, что география проекта также значительно увеличилась. Первоначально он реализовывался исключительно в регионах Северного Кавказа, где процент совершения нарушений на экзаменах был самым высоким по стране. Тем не менее, с каждым годом количество регионов, принимающих участие в его реализации, увеличивается. На сегодняшний день подключились уже все 85 субъектов Российской Федерации, в том числе и Пермский край.
Пермский «Корпус общественных наблюдателей» начал осуществлять свою деятельность по мониторингу процедуры проведения ЕГЭ в феврале 2015 г. Являясь частью федерального проекта, он был создан на базе регионального представительства «Российского союза молодёжи». Изначально в состав Корпуса входило пять студентов, на тот момент, 2-го курса направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодёжью». Однако за год работы численность Корпуса увеличилась почти в 4,5 раза. На сегодняшний день она составляет 22 человека из числа студентов пермских вузов. В экзаменационный период данные студенты осуществляли мониторинг процедуры проведения ГИА в качестве федеральных общественных наблюдателей в своем регионе.
За время основного периода ими было совершено 99 несанкционированных выходов на пункты проведения экзаменов и выявлено 43 замечания и нарушения.
Среди них можно выделить следующие замечания и нарушения, совершенные организаторами ППЭ:
– препятствование свободному перемещению общественных наблюдателей по ППЭ;
– рабочие места участников ЕГЭ и столы для раскладки КИМ и других ЭМ находились вне зоны видимости камер видеонаблюдения;
– отсутствие списков участников на стенде при входе в ППЭ;
– наличие в ППЭ неиспользуемых для проведения ГИА незапечатанные аудитории;
– отсутствие в ППЭ металлоискателя на момент запуска участников;
– посторонние разговоры между организаторами во время проведения экзамена;
– использование запечатанных аудиторий после начала экзамена.
Все перечисленные замечания были приняты к сведению организаторами и исправлены по мере возможности. В целом, ЕГЭ в регионе прошёл на высоком уровне, тем самым подчеркнув слаженность работы всех участников данного процесса.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что с каждым годом экзамены в России проводятся более объективно и прозрачно. Технология ЕГЭ постоянно совершенствуется и стремится к тому, чтобы учитывать творческие способности выпускников. В немалой степени это заслуга общественных наблюдателей. Благодаря их слаженной работе, а также тем замечаниям и предложениям, которые они высказывают на пленарных заседаниях по итогам работы системы общественного мониторинга, Рособрнадзор и региональные Министерства образования выявляют проблемы, над которыми необходимо планомерно работать не только в период проведения экзаменов, но и на этапе подготовки к ним. Тем самым можно с уверенностью сказать, что органы государственной власти и органы местного самоуправления стремятся добиться введения в России объективного оценивания знаний учащихся, что характерно для мировых лидеров по качеству образования, таких, как Сингапур.
Материал подготовлен
Региональным координатором
Корпуса общественных наблюдателей в Пермском крае,
студенткой IV курса
направления «Организация работы с молодёжью» ПГНИУ
Марией Ощепковой
От редакции: в августе этого года Мария Ощепкова была удостоена Почётной грамоты Министра образования и науки Пермского края за организацию работы Корпуса общественных наблюдателей в Пермском крае. А в данный момент Мария находится на всероссийской встрече-совещании региональных координаторов Корпуса общественных наблюдателей в Ростове. Как отмечает сама девушка, она поставила задачу усилить региональную команду наблюдателей и охватить больше пунктов ЕГЭ. Мария ждёт единомышленников!!! Нужно довести количественный состав до 50 человек!!!
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!