Жадаев Дмитрий: есть много людей, которые не опустили руки и продолжают заниматься молодежной политикой и инициативами молодежи.

????????????????????????????????????

Независимый молодежный информационный портал МЕДВЕД продолжает серию экспертных интервью. Сегодня в нашей рубрике Дмитрий Жадаев - эксперт в сфере дополнительного образования, работы с одаренными детьми и молодежью в Пермском крае, начальник управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края.

Если вы, уважаемые подписчики, хоть раз посетили бы любую региональную площадку по робототехнике или предметную олимпиаду для школьников, то вы обязательно бы увидели там Дмитрия Николаевича. А еще у Дмитрия Николаевича очень высокий темп жизни, и, абсолютно точно, его жизнь наполнена большим количеством увлекательных творческих событий.

Ю.С.: 24 декабря 2015 года членам Общественного совета при Министерстве культуры Пермского края было сообщено о передаче региональной молодежной политики в ведение Министерства образования и науки Пермского края. Отдел, который Вы возглавляете, был назван «местом, где будет дальше жить «молодежка». Прокомментируйте, пожалуйста, с чем это связано?

Д.Ж.: Действительно, 24 декабря 2015 года было объявлено о том, что молодежная политика в Пермском крае переходит в отрасль образования. В первую очередь это связано с тем, чтобы соблюсти те рекомендации, которые были подготовлены Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). В рекомендациях подчеркивается: если у субъекта нет возможности создать самостоятельное ведомство, отвечающее за молодежную политику, то целесообразно ответственным за это направление назначить региональный орган власти, отвечающий за образование.

Ю.С.:  Дмитрий Николаевич, я понимаю, что «тонкий» вопрос, но все же дайте, пожалуйста, как представитель сферы образования оценку молодежной политике региона, которая в ближайшем будущем войдет в отрасль управления образования и науки.

Д.Ж.: На данный момент мы анализируем, собираем всю информацию, после чего осенью планируем провести выездные экспертные оценки муниципалитетов по состоянию молодежной политики. Достаточно сложный вопрос, потому что он находится постоянно на стыке: где-то за это направление отвечает культура, где-то – спорт, а где-то - образование. Но самое главное, что мы увидели в процессе передачи полномочий - то, что есть очень много инициативных людей, которые не опустили руки, которые продолжают заниматься молодежной политикой и инициативами молодежи несмотря на то что. Какую-то объективную оценку будет сложно дать потому, что я сам в этой системе вращаюсь. Точно нужно создавать новые ориентиры для развития молодежной политики в регионе.

Ю.С.: Какие уже есть изменения? На что будет ориентироваться молодежная политика?

Д.Ж.: Во-первых, нам необходимо разработать и принять краевой закон о молодежной политике. Пермский край - единственный субъект в Приволжском федеральном округе, у которого нет закона о молодежной политике. Сейчас мы с коллегами уже подготовили черновой вариант закона, использовали те наработки, которые были сделаны предшественниками, то, что подготовлено членами Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края. Во-вторых, нам важно выработать стратегический документ, который, возможно, будет называться «Стратегия молодежной политики Пермского края» или «Концепция молодежной политики Пермского края». Нужно определить для себя стратегические ориентиры, причем с привлечением к этому тех, кто готовит и специалистов по молодежной политике и тех, кто активно участвует и реализует различные молодежные инициативы. Еще одно важно для нас направление – молодежные образовательные форумы. Наша задача, чтобы в следующем году у нас появился свой молодежный форум, который будет отборочным на окружные и федеральные форумы.

Ю.С.: Какую поддержку в данное время может получить инициативная молодежь в Пермском крае?

Д.Ж.: На данный момент мы решаем вопрос, связанный с финансированием поездок на форумы. Наша делегация уже съездила на форум iВолга, где мы достаточно хорошо выступили и вошли в тройку субъектов, у которых достаточно интересные и эффективные проекты. В сентябре мы проведем круглый стол с победителями молодежных проектов и с представителями власти для того, чтобы под каждый проект найти конкретное министерство или ведомство, которое поможет в реализации этих проектов. Помимо этого, у нас есть поддержка и субсидии для молодежных организаций, таких как Российские студенческие отряды, Центр развития добровольчества, КВН Прикамья и другие.


Ю.С.: Дмитрий Николаевич, вопрос, что называется, от молодежной аудитории: из чего складывается сегодня система поддержки одаренных детей и молодежи в Пермском крае? Каков ее главный принцип? Как одаренный молодой человек, проживающий в Пермском крае, может получить подобную поддержку?

Д.Ж.: Сегодня в Пермском крае выстроена системы поддержки одаренных детей и молодежи, начиная с развития и поддержки олимпиадного движения и заканчивая премиями, которые вручаются молодежи в возрасте от 14 до 21 года (знак "Гордость Пермского края" и премия в области науки для молодых ученых). Участники и победители всероссийских и международных конкурсов могут получить президентскую премию от 30 до 60 тысяч.

На протяжении многих лет в регионе функционирует сеть образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми, целенаправленно и активно ведется работа по созданию условий, способствующих развитию у детей как общих, так и специальных способностей. Для создания таких условий активно используются ресурсы дополнительного образования.

Китайско-российский форум молодежиОдним из значимых для края мероприятий федерального значения по выявлению одаренных детей в этой сфере является Всероссийская олимпиада школьников. Всероссийская олимпиада – ключевой элемент в системе поиска одаренных детей, призванный выполнять роль «социального лифта». Победители олимпиады получают дополнительные возможности для развития, они проходят дополнительную подготовку для участия в международных олимпиадах, их приглашают к участию в летних профильных лагерях, они получают льготы при поступлении в вузы. В региональном этапе олимпиады, который проходил в январе-феврале, приняли участие 1280 человек со всего края, из них 431 победитель и призер. Для участия в заключительном этапе были приглашены 69 человек, среди них 2 человека стали победителями по ОБЖ и технологии и 24 человека – призерами. В целях оказания поддержки одаренным и увлеченным детям, развития их талантов и реализации тяги к знаниям, в крае применяются меры морального и материального стимулирования.

Помимо традиционных форм работы с молодыми учеными, такими как работа Совета молодых ученых и специалистов, в Пермском крае реализуется ряд уникальных проектов.

1. Премия Пермского края в области науки. С 2006 года в регионе законодательно установлена региональная премия молодым ученым по 7 номинациям, которая ежегодно вручается в День российской науки 8 февраля. За время существования премии 69 молодых ученых стали лауреатами.

2. Популярен среди молодежи акселератор инновационных проектов «Большая разведка». С этого года «Большая разведка» проходит в статусе межрегионального акселератора молодежных инновационных проектов. Генеральным партнером Разведки стала РВК – Российская венчурная компания. Среди других партнеров выступают как молодые инновационные компании, такие как «Promodbot», так и промышленные гиганты. Данный конкурс мотивирует к дальнейшему развитию и участию в акселерационной программе "Большая разведка" и федеральном акселераторе Generations.

Ю.С.: Есть ли потенциал для ее (региональная система поддержки одаренных детей и молодежи - прим.ред.) совершенствования? Что можно добавить, улучшить, развить, на Ваш взгляд?

Д.Ж.: Работа с одаренными детьми и молодежью по своей сути ювелирная и индивидуальная. Естественно, нам есть куда расти в этом направлении, поскольку не все ресурсы в этой работе нами используются ввиду разных ограничений. Есть хороший потенциал у работы краевых очно-заочных школ для одаренных детей при ведущих вузах Пермского края. У нас эта работа по 4 предметам выстроена, в том числе 2 предмета у нас в классическом университете (в этом году это химия и география), в высшей школе экономики – экономика, и математика - в политехническом университете. По этим направлениям мы видим результаты: когда с ребятами занимается наука, когда у ребят есть возможность проводить свои эксперименты к олимпиадам и конкурсам на хорошем современном оборудовании, мы видим результат на всероссийском уровне и видим заинтересованность ребят этими предметами. Важным в работе с одаренными остается и работа с психологами. В этом направлении мы, к сожалению, пока двигаемся очень медленно. А ведь таким детям психологическая поддержка очень нужна.

Наша задача заключается еще и в том, чтобы разработать системы мероприятий, которые бы стимулировали молодые таланты к реализации собственных идей. Молодежный форум Приволжского федерального округа iВолга и федеральные форумы показали, что это очень действенный механизм. Для примера, на iВолге из 99 проектов, которые были представлены Пермским краем, 24 были рекомендованы на федеральный уровень, а это достаточно хорошая цифра. Наша задача сейчас не растерять эти проекты, а найти им поддержку, для того чтобы следующим участникам показать, что действительно эти проекты реализуются не только ради форума, а могут помочь в развитии края или даже страны.

Ю.С.: Некоторые эксперты в сфере управления талантами говорят о необходимости популяризации таланта (информирование о событийности в этой сфере, вовлечение в конкурсы, олимпиады, клубные сообщества детей и молодежи) и о «героизации» талантливых людей. Как Вы к этому относитесь? Есть ли примеры в Прикамье, когда талантливые дети и молодые люди (18-30 лет) попали на страницы региональных журналов и газет, на билборды?

Д.Ж.: Несомненно, очень важный вопрос. Информирование о популяризации крайне важно. Мы пытаемся донести информацию о победах наших ребят как можно большему количеству людей, очень хочется, чтобы нашими талантами гордились, мы стараемся эту информацию распространить, потому что я считаю, что таких примеров должно быть много. И главное -постепенно меняется отношение к этой теме у журналистов. Им интересно общаться с победителями олимпиад и конкурсов.

Ю.С.: Есть ли у нас какое-то приоритетное направление работы с талантливой молодежью? Вот вы сейчас говорили об академической одаренности - это и есть приоритетное направление?

Как и в большинстве регионов, у нас есть условные деления в работе с молодыми талантами: все, что касается академической одаренности, относится к системе образования; художественная, творческая одаренность - это министерство культуры; спортивные достижения – это к министерству спорта, культуры и туризма. В академической одаренности для нас главный приоритет - это техническое и естественно-научное направления. Во-первых, потому что Пермский край — это территория с высоким промышленным потенциалом, а значит мы делаем ставку на подготовку будущих инженерных кадров. С 2010 года установлена дополнительная стипендия студентам (5 тысяч рублей в месяц), поступившим в пермские вузы и имеющим высокие результаты по итогам сдачи ЕГЭ (225 баллов и выше), что позволяет привлекать талантливую молодежь в Пермский край. Это делается еще и для популяризации технических специальностей: за несколько лет количество поступающих именно на эти специальности увеличилось. И очень здорово, что наш край закрепил за собой проведение двух масштабных мероприятий в области технического творчества для детей и юношества – окружной фестиваль «Робофест» и Первенство России по радиоуправляемым моделям.

Ю.С.: А если рассматривать «работу с талантливой молодежью» в структуре молодежной политики региона, кто, на Ваш взгляд, ключевые партнеры в ее реализации?

Д.Ж.: В первую очередь, это наши национальные исследовательские вузы (ПГНИУ, ПГНИПУ, ВШЭ). Преподаватели этих ВУЗов являются соорганизаторами всероссийских олимпиад всех уровней - более того, «классический» университет имеет две олимпиады второго уровня — это химия и география, а это означает, что победители этих олимпиад могут поступить в ПГНИУ без экзаменов. Мы очень хорошо работаем с некоммерческими организациями, в первую очередь, это центр развития одаренных детей который проводит свои молодежные чемпионаты по различным предметам, а летом - интеллектуальный лагерь, каждая смена которого собирает не меньше 20-30 субъектов РФ. Также мы работаем с Центром развития робототехники. Но основной наш партнёр, который ведет всю работу с одарённой молодежью - это Пермский краевой центр «Муравейник», который имеет внушительный опыт работы по поиску и поддержки одаренных школьников.

Ю.С.: Патриотическое воспитание – ключевой приоритет в государственной молодежной политике России… Есть ли интересные проекты в этом направлении?

Д.Ж.: Понятно, что вопрос патриотизма очень важен, и в одном из выступлений Президента было сказано, что у нас не может быть никакой другой национальной идеи, как патриотизм. В первую очередь, важно не воспринимать патриотизм как набор мероприятий, у нас, в основном, все отчеты строятся на том, что мы провели столько-то мероприятий, к которым привлекли столько-то молодых людей, соответственно, с патриотизмом у нас все хорошо. На мой взгляд, важно дать молодежи поводы гордиться своим краем, своей страной. Мы начали эту работу с проекта «Мой Пермский край» - это учебное пособие для пятиклассников. Каждый ребенок 1 сентября получил новый учебник по краеведению, изучает свой край, строит свой туристический маршрут по его освоению. Второе, что относится уже больше к молодежи, - мы создаем интерактивное приложение для смартфонов и планшетов «Знай край». Это будет онлайн и офлайн приложение для гаджетов по составлению индивидуальных туристических маршрутов. В этом году мы сделаем 10 районов, в дальнейшем наша задача, чтобы все территории Пермского края появились в этом приложении. На форуме iВолга в смене «Малая Родина – большие возможности» 3 место занял проект, направленный именно на изучение пермской идентичности.

Ю.С.: Совсем недавно появилось российское движение школьников. Как это направление развивается в Пермском крае?

Д.Ж.: Сначала несколько важных акцентов относительно Российского движения школьников (РДШ). РДШ – это, прежде всего, новые возможности для всех участников образовательного процесса: и детей, и педагогов, и родителей. Это механизм вовлечения молодёжи в активную общественную жизнь, повышения гражданской активности. Важно научить молодых людей многим

практически важным вещам - лидерству, способности работать в команде, реализовывать совместные проекты, вовлекать в социальные практики. Делать это в рамках школы неправильно и неэффективно, поэтому мы рассматриваем Российское движение школьников и уже существующие детские объединения (ДИМСИ в Березниках, ЧАДО в Чайковском и другие, которые стали соучредителями регионального отделения Российского движения школьников) как внешкольную систему воспитания и социализации молодого поколения. Поиск новых и совершенствование уже существующих успешных практик позволит вовлечь ребят в одно большое общее дело несмотря на то, что зачастую объединённые одной идеей люди живут в разных уголках нашей страны.

Пермский край активно включился в работу по созданию «Российского движения школьников» на региональном уровне: создано региональное отделение и утверждён Совет РДШ, приказом Министерства образования и науки Пермского края утверждены 12 пилотных площадок федерального уровня и 36 площадок регионального уровня по разработке и трансляции современных практик и технологий организации работы с детьми в рамках РДШ. По инициативе ребят прошли первые благотворительные акции в Перми. В Парке Горького выступали творческие коллективы МАОУ Гимназия № 5 и молодёжного объединения «МОТУС», работали игровые площадки, проводились турниры эрудитов, флешмобы. Собранные средства дети-организаторы передали в благотворительный фонд «Берегиня» для проведения дорогостоящего лечения маленькой пациентки пермского онкологического центра.

Много значимых, интересных событий ждёт нас впереди: круглый стол «Российское движение школьников: опыт «пионерского прошлого» и новые горизонты» с участием представителей пилотных площадок РДШ Пермского края (август 2016 г.), краевой Форум Российского движения школьников (октябрь 2016 г.) и многое другое.


Прикамская семьяЮ.С.:  Ну и, как всегда, каждого эксперта мы просим дать совет молодежи Прикамья: какому правилу следовать, какую книгу обязательно прочитать, участником какого события важно стать?

Д.Ж.: На самом деле, событий очень много, и советовать какое-то одно будет не совсем верным. Но если у вас есть интересный проект, то обязательно найдите время и силы, чтобы поучаствовать хотя бы в одном из молодежных форумов, которые проводятся в самых разных уголках нашей страны. Любой из этих форумов – это отличная возможность заявить о себе, найти единомышленников, получить опыт совместной работы и общения с ведущими экспертами.

Из книг я посоветую две, недавно мною прочитанные – «12 лет рабства» Соломона Нортапа и «В темноте» Кристины Хигер. Совершенно разные по повествованию книги, но есть в них общее – это реальные истории о силе человеческого духа и стремления к выживанию любой ценой.

В качестве совета я хочу пожелать всей нашей замечательной молодежи реализации своих идей и замыслов. Ведь именно благодаря энтузиазму и таланту молодежи появляются новые проекты, процветают города, а вместе с ними и вся наша страна!

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!