Виктория Гриценко: не замыкаться в своей специальности
Независимый молодежный информационный портал МЕДВЕД и АНО «Молодежный эксперт» предлагают вашему вниманию продолжение серии экспертных интервью с участниками круглого стола «Востребованная молодежь как фактор экономического благополучия страны», который состоится на площадке Московского экономического форума 24 марта с 10.00 до 11.30 в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Знакомьтесь, Виктория Сергеевна Гриценко, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПГНИУ, активист общественного движения «Рабочая платформа», г.Пермь.
Сфера интересов: марксизм, политэкономия, философия экономики, левая политика.
Е.М. Виктория Сергеевна, поделитесь, пожалуйста, своим мнением, насколько важно и нужно обсуждать тему востребованности молодежи на экономических площадках?
В.С.: Как известно, политика – концентрированное выражение экономики. Поэтому, обсуждая востребованность молодёжи как один из вопросов молодёжной политики на экономических площадках, мы получаем возможность адекватно проанализировать и оценить современное положение, возможности и перспективы молодёжи в нашей стране. Молодёжь во все времена являлась локомотивом прогрессивных изменений в обществе, и никто кроме неё не решит острых социальных проблем современной России.
Е.М.: Что значит для Вас словосочетание "востребованная молодежь"? Какие идентификаторы нам помогут определить степень востребованности молодежи в современной экономике?
В.С.: Я думаю, для начала следует задаться вопросами: кем и для чего востребованная? Если мы имеем в виду Игоря Ротенберга, владельца 50% акций компании, навязавшей дальнобойщикам печально известный «ПЛАТОН» или Алексея Рогозина, недавно назначенного на должность заместителя директора департамента имущественных отношений Минобороны, то, безусловно, по критериям общественной системы, в которой мы с Вами живём, именно эта молодёжь является востребованной. Если же говорить о социально-экономических проблемах страны: ужасающем неравенстве, бедности значительной части населения, безработице, низком качестве медицинской помощи и образования – то есть о тех проблемах, которые на своей шкуре чувствует совсем другая молодёжь, востребованными будут те люди, которые предпримут реальные шаги к их решению. В этом смысле поиск идентификаторов востребованности я бы начала с индекса человеческого развития, который включает показатели здоровья и долголетия, доступа к образованию и уровня жизни (по которому наша страна занимает 50-е место), уровня занятости (по данным Росстата, за 2015 г. безработица среди молодёжи достигла 16,5% - самый высокий среди возрастных групп) и количества политически и социально активной молодёжи (состоящей в различных движениях и объединениях). К сожалению, сколько-нибудь полных данных по последнему пункту мне обнаружить не удалось.
Е.М.: Виктория Сергеевна, какую оценку можно дать состоянию человеческого капитала, говоря философским языком? Насколько человеческий капитал современной российской молодежи как ресурс востребован в экономике?
В.С.: Мне представляется, что, строго говоря, понятие человеческого капитала не вполне соответствует критериям научности. Капитал – это самовозрастающая стоимость, которую создаёт абстрактный труд, и люди в своём отношении к нему делятся на собственников средств производства (и, как следствие, капитала) и наёмных работников, которые производят присваиваемый капиталом продукт. Понятие человеческого капитала призвано завуалировать это отношение, представив как капитал то, что адекватнее можно описать как способности, трудолюбие, талант, человеческий потенциал, если угодно. В таком, нестрогом смысле человеческий капитал современной российской молодёжи, на мой взгляд, соответствует тем неблагоприятным общественным условиям, в которых он формируется.
Современная российская экономика – один из вариантов полупериферийной системы, не лишённый своих специфических особенностей. Фактически, наша экономика напрямую зависит только от двух факторов: вливания иностранного капитала (до 75% по данным бывшего директора НИИ статистики РАН В.М. Симчеры), а также экспорта сырья и первого передела. В этих условиях закономерно сформировался определённый тип политической элиты. Её характеризуют: получение сверхдоходов от собственности, что ведёт к резкой социальной дифференциации; единство интересов с иностранным капиталом (в том числе, при внешнем, идеологическом размежевании с ним и пропаганде т.н. патриотизма), ориентация на сохранение и закрепление существующего положения вещей. Полупериферийная элита по своей природе не стремится к развитию человеческого потенциала страны, которой она руководит. Основной этический ориентир капитализма – прибыль, в данном случае дополняется отсутствием стремления развивать производство, социальную сферу, культуру и образование населения в целом. Напротив, постоянно проводимые реформы направлены на снижение общего интеллектуального и культурного уровня населения. В этих условиях привлечение широких масс к участию в экономической и политической жизни, с точки зрения правящего класса, не только не обосновано, но и не целесообразно. Ресурсы уходят, в основном, на то, чтобы создать видимость такого участия, в частности, участия молодёжи в обсуждении и решении экономических и политических проблем. Апатия или пассивная поддержка существующего положения вещей воспитываются с детства и возводятся в ранг гражданской добродетели, а такая молодёжь легко становится объектом манипуляции как со стороны существующей власти и неолиберальной пропаганды, так и со стороны разного рода популистских политических сил, работающих, в конечном счёте, в интересах всё той же власти.
С другой стороны, в нашей стране, безусловно, есть молодые люди, искренне любящие свою страну, талантливые, работящие, старательно повышающие уровень своего образования и политической сознательности. Они есть и среди присутствующих на нашей секции. Но они должны хорошо понимать, что их всестороннее развитие и самореализация – это целиком и полностью их забота – не каждого отдельного индивида, а всех вместе. Становиться востребованными, в хорошем смысле, им придётся не благодаря, а вопреки существующей системе. И в этих условиях нет другого выхода, кроме как объединяться в научные, творческие и трудовые коллективы и сообща отстаивать свои интересы и право на изменение существующей ситуации в лучшую сторону.
Е.М.: Какие, на Ваш взгляд, решения необходимо предпринять общественности, ученым, чиновникам, работодателям, самой молодежи, дабы создать условия для повышения востребованности молодежи в России?
В.С.: Моя позиция по этому вопросу в основном совпадает с позицией организаторов и ведущих экспертов МЭФ. Нам, безусловно, необходима неоиндустриализация, изменения в структуре собственности, развитие стратегического и индикативного планирования. Первоочередной задачей должно стать сокращение социального неравенства, развитие внутреннего рынка за счёт увеличения реальных доходов большинства населения, реформирование социальной сферы по итогам референдумов и широкого обсуждения общественностью и экспертными сообществами. Однако, субъектом таких изменений, на мой взгляд, могут стать только сами трудящиеся и, прежде всего, молодёжь – ни политические элиты, ни правящий класс в целом, ни официозно настроенные учёные в столь глобальных изменениях экономики не заинтересованы.
Е.М.: Завершая интервью, мы просим каждого из наших участников дать совет молодежи на 2016 год: какую книгу прочитать, фильм посмотреть, чему обязательно научиться...
В.С.: Повторю банальность: читать и смотреть нужно как можно больше; только из тысяч книг и фильмов каждый сможет выбрать те самые, единственные в своём роде. Для меня в своё время настоящим открытием стали научно-популярная книга южнокорейского экономиста Чхан Ха Джуна «23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм» и документальный фильм «Доктрина шока» по одноимённой книге канадского социолога Наоми Кляйн. Из художественного – «Гроздья гнева» Джона Стейнбека (и книга, и фильм).
И учиться нужно разному: не замыкаться в своей специальности или в одном виде деятельности, стараться развивать все свои задатки и склонности. Учиться общаться с людьми и понимать их, помогать всем, кому можешь и всем, чем можешь. Учиться строить независимые профсоюзы и общественно-политические организации, в общем, всё, как Ленин завещал.
Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!