Елена Малкова: верю в молодёжное лидерство как ресурс развития Пермского края

Интервью с куратором направления подготовки «Организация работы с молодёжью» Пермского государственного национального исследовательского университета, Еленой Малковой.

Знакомьтесь, уважаемые подписчики «МЕДВЕД»:

s88SJrMn1mEЕлена Малкова в 1997г. получила диплом бухгалтера, а уже в 2002 году стала дипломированным философом. В 2005 г. она защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук «Виртуальная реальность: социально-философский аспект», руководила отделом некоммерческих проектов в ООО «Консультант-Прикамье», на протяжении нескольких лет заведовала одной из кафедр в Пермском институте экономики и финансов. С 2011 года Елена Малкова становится куратором направления подготовки бакалавров «Организация работы с молодёжью» на философско-социологическом факультете ПГНИУ. За это время (2011-2015гг.) произошло многое: получение удостоверения государственного образца по программе «Экспертиза молодёжных проектов: теория и практика»; создание самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта «Организация работы с молодёжью»; получение лицензии на магистерскую программу «Организация работы с молодёжью» по профилю «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодёжной среде»; активное участие в молодёжных событиях всероссийского и международного уровня; кураторство Регионального конвейера молодёжных проектов Пермского края; учреждение некоммерческой организации АНО «Молодёжный эксперт». Всё это и многое другое позволяет нам обратиться к Елене Малковой как к одному из экспертов  молодёжной политики и молодёжного участия в жизни региона.

Елена, пожалуй, первый вопрос, который может интересовать нашего читателя: какая связь между кандидатом философских наук, экспертом молодёжных проектов, молодым преподавателем и одним из активистов молодёжной политики Пермского края?

A8NC91Z3n8oБлагодарю за вопрос. Я сама часто себе задаю его. Возможно, это обусловлено наличием таких характеристик и потребностей, которым тесно в границах исключительно академической деятельности, которые требуют общественной активности. Моя жизненная стратегия, наверное, всё-таки имеет проектный характер. Можно сказать, что моя жизнь – это процесс гуманитарного самопроектирования, однако эффект гуманитарного проектирования всегда распространяется и на окружение. Моё окружение – это не только моя семья и мои коллеги, но и большое количество студентов, работающая молодежь. Поэтому мои проектные компетенции, мой опыт востребованы молодыми людьми, которые выбирают жизненный сценарий созидания. А философия... Философия не так далека от реальной жизни, как может показаться обывателю.

Направление «Организация работы с молодёжью» (ОРМ) открыло свои двери для абитуриентов ПГНИУ в 2011 году. Сегодня уже пятый набор студентов, и группы не пустуют. Расскажите, есть ли какая-то «фишка» у ОРМ в ПГНИУ, что отличала бы его  от подобных направлений других вузов?

i2o1bNBWzJoВ России действует несколько образовательных стандартов «Организация работы с молодёжью». Во-первых, это федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) для бакалавриата и магистратуры. Кстати, в начале 2015-2016 учебного года появились ФГОС ВО нового поколения (так называемые ФГОС 3+). Во-вторых, национальные исследовательские университеты сегодня имеют право самостоятельно разрабатывать и устанавливать собственные образовательные стандарты по реализуемым направлениям. Поэтому 2013 год я посвятила разработке самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта (СУОС) по направлению подготовки бакалавров «Организация работы с молодёжью» ПГНИУ. Более того, 1 сентября 2014-2015 учебного года по этому стандарту начали учиться первокурсники, а в 2015-2016 учебном году состоялся второй набор на основе СУОС ОРМ ПГНИУ. Этот образовательный стандарт очень важен для того, чтобы учесть потребности современного рынка труда в России и  в  региональном масштабе, учесть современные тенденции, и, конечно же, изменения в сфере  менеджмента, управления молодёжной политикой. Прежний ФГОС не учитывал всех современных процессов, влияющих на формирование новых требуемых компетенций работников с молодёжью (достаточно вспомнить такую «рамку», как «Атлас новых профессий» 2014г.). Тот ФГОС не учитывал специфику региональных моделей менеджмента в молодёжной политике. Разработка СУОС помогла учесть эти требования. Кроме того, модель выпускника по СУОС обсуждалась с ключевыми потенциальными работодателями в сфере работы с молодёжью: Министерством культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Пермским городским бизнес-инкубатором, различными общественными организациями, которые реализуют молодёжную политику в Пермском крае, и коммерческими компаниями, реализующими работу с молодыми работниками. Всё получилось, но не без трудностей, конечно. До сих пор не существует профессионального стандарта по направлениям работы с молодёжью. Если основываться на профессиональном стандарте, было бы проще построить модель компетенций выпускника — организатора работы с молодёжью. А «фишки»… Они, конечно, есть. Спросите у любого студента или выпускника этого направления ПГНИУ, что для него ОРМ. Уверена, практически каждый скажет, что СЕМЬЯ. А я часть ОРМ-семьи. А если серьёзно, то этими «фишками» являются добротный философский фундамент, проектный подход, «установка» на молодёжное предпринимательство и экспертные позиции.

Совсем недавно Пермский государственный национальный исследовательский университет  вошел в число лучших вузов Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (страны БРИКС) по версии рейтинга Фонда Потанина. ПГНИУ разделил 8 строчку с МГУ им. Ломоносова.  Вы уже затронули вопрос о некоторых особенностях, которыми обладает национальный исследовательский университет, однако достаточно интересным остается вопрос о собственно научно-исследовательской деятельности в рамках направления «Организация работы с молодёжью».

YPcgEyjSu2QСкажу честно, исследовательское поле данного направления достаточно скудно развито. Во-первых, оно, как правило, фокусируется на междисциплинарных проблемах, то есть проблемах социологии молодёжи, психологии молодёжи, педагогики и социальной работы. Самостоятельного исследовательского поля практически не сложилось. Однако в последнее время я обратила внимание на то, что стали появляться достаточно серьёзные исследования в области управления кадрами в сфере молодёжной политики. Появились интересные исследовательские разработки, связанные с выяснением механизмов оценки эффективности реализации работы с молодёжью и молодёжной политики. Появились и разработки, направленные на создание эффективного мониторинга состояния и положения молодёжи в российском обществе. Наш Университет на данный момент занимается разработкой нового вектора в  исследовании молодёжной политики. В частности, мы достаточно активно начали работу в направлении социального лидерства молодёжи, лидерской компетентности молодых активистов и технологий лидерства в молодёжной среде. Мы рассматриваем лидерство не в том формате, который обычно реализуют неформальные школы лидеров, образовательные учреждения и общественные активы, а именно с точки зрения социальной природы, социального эффекта, вклада в становление новых форм социальных процессов. То есть социальное лидерство для нас — это фактически один из актуальных способов создания добавленной стоимости для общества. Конечно же, в связи с этим важным «пазлом» становится проектная компетентность молодёжи как социального субъекта, носителя социальной компетентности, выражаемая не только в понимании социальной природы и социальных процессов, но и способная созидать социальные отношения и социально-материальное бытие. Неслучайно в спектре направлений моей деятельности присутствует проектная активность (я и команды студентов и выпускников Университета, многие из которых представляют направление «Организация работы с молодёжью», работаем по государственным контрактам, выигрываем конкурсы проектов, реализуем проекты). В последнее время всё бóльшую часть своего времени и энергии я направляю на экспертизу проектов и программ, групповое проектное обучение, индивидуальные консультации молодёжных лидеров. Надеюсь, из них «вырастут» драйверы развития территорий Пермского края. Верю и надеюсь.

 

Материал подготовлен К.И. Ивановой (г.Пермь)

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!